Содержание
- Что выбрать: открыть заведение по франшизе или запустить свой проект
- Выбор франчайзера — где искать надёжного партнёра
- Как проверить надёжность франчайзера
- Как не переплатить за франшизу
- Поиск и ремонт помещения: чем помогает франчайзер
- Маркетинговое продвижение: что входит в поддержку от франшизы
- Что ещё надо знать о франшизах?
Термины, которые используем в статье:
Франшиза — способ запустить собственный бизнес под брендом и по технологиям известной компании.
Франчайзер — продавец франшизы.
Франчайзи — покупатель франшизы.
Паушальный взнос — однократный платёж, который франчайзи выплачивает франчайзеру за возможность работать под его брендом.
Роялти — регулярный платёж, который франчайзи выплачивает франчайзеру за возможность работать под его брендом.
Что выбрать: открыть заведение по франшизе или запустить свой проект
Франчайзинг по сравнению с запуском собственного бизнеса может оказаться более удобным, быстрым и эффективным стартом. Вот почему:
-
Франшиза помогает избежать многих ошибок: в поиске помещения, найме персонала или составлении меню. Ведь предприниматель открывает кофейню не с нуля, покупая франшизу, а с поддержкой опытного франчайзера.
-
Можно сразу начать работать под узнаваемым брендом и не тратить время на раскрутку неизвестного имени.
-
Франчайзи получает доступ к специалистам, которые есть в команде франчайзера, — предпринимателю не нужно нанимать их самостоятельно и платить им зарплату. Дизайнер нарисует проект заведения, HR-менеджер обучит персонал, специалист по закупу предоставит поставщиков, которые готовы отгружать товары по выгодным ценам и с необходимыми параметрами качества продукции.
С точки зрения процессов все франшизы общепита похожи друг на друга и работают одинаково — кофейня по франшизе не отличается от франшизы пекарни или ресторана. Франчайзер точно так же передаёт бренд сети, стандарты работы, элементы фирменного стиля, дизайн точки и прочее.
Выбор франчайзера — где искать надёжного партнёра
Лучше мониторить несколько каналов — так получится быстрее найти подходящую сеть. Начать можно с каталогов франшиз, потому что в них есть информация о большинстве проектов. В каталогах удобно сравнивать франшизы по идентичным параметрам, например, количеству точек в сети, виду заключаемого договора или размерам паушального взноса и роялти.
Если есть возможность, стоит посетить несколько выставок франшиз, чтобы лично познакомиться с франчайзерами. Например, самая крупная выставка в России — BUYBRAND.
Лет 5 назад были популярны кофейни формата to go, предложений в этом сегменте было очень много. Последние несколько лет на рынке появляется всё больше франшиз кофеен самообслуживания и фиксированных цен.
Как проверить надёжность франчайзера
Перед тем, как заключить договор на покупку франшизы, её обязательно нужно проверить:
- Убедитесь, что сеть франчайзера существует и достаточно развита.Зайдите в любые карты, вбейте название компании и посмотрите, сколько точек открыто по России и соответствует ли их количество заявленным показателям.
- Проверьте франчайзера как обычного контрагента: есть ли записи по данному юридическому лицу в ЕГРЮЛ, как давно существует компания, какие у неё обороты и прочее.
- Посмотрите в базе решений арбитражных судов, есть ли судебные дела с участием франчайзера. Если он судится со своими франчайзи и выступает в качестве ответчика, то это, как правило, плохой знак для будущего покупателя франшизы.
- Проверьте товарный знак. Бренд должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Причём обязательно на юридическое лицо, с которым вы собираетесь заключать договор. Как найти товарный знак, описано на сайте Роспатента.
- Пообщайтесь с действующими франчайзи. Желательно, чтобы это были не новички, а те, кто работает в сети уже 1–2 года. Иногда франчайзер сам даёт контакты тех, с кем можно поговорить. Но лучше выбирать предпринимателей самостоятельно — в таком случае получится узнать самое честное мнение.
- Встретьтесь с франчайзером в его офисе. Так вы сможете посмотреть на бизнес изнутри и познакомиться с людьми, с которыми будете тесно работать. А ещё убедитесь, что у франчайзера действительно есть команда: маркетологи, закупщики, дизайнеры, менеджеры по сопровождению франчайзинговой системы, а не один человек, который делает всё собственными силами.
Как не переплатить за франшизу
Чем бренд известнее, тем выше паушальный взнос — ведь с помощью узнаваемого имени можно привлечь в заведение больше гостей. Но франчайзи не всегда может извлечь из этого выгоду.
Бывает, что сеть популярна в Центральном федеральном округе, поэтому стоит дороже по сравнению с конкурентами. Но на Дальнем Востоке она известна гораздо хуже и громкое имя не будет там работать. Поэтому за бренд стоит платить больше, только если он известен в регионе, где планируете открыть кофейню.
Кроме этого размер паушального взноса сильно зависит от того, что входит в поддержку франшизы. Например, некоторые сети включают в него подготовку дизайн проекта помещения, другие — нет. Поэтому стоит разложить размер паушального взноса у каждой франшизы, которая вас заинтересовала, и сравнить, что в эту стоимость входит, а за что придётся платить дополнительно.
Поиск и ремонт помещения: чем помогает франчайзер
Есть сети, которые помогают с поиском помещения. Чаще такое бывает, когда франчайзи открывает кофейню в городе франчайзера. У него есть определённый резерв локаций, которые потенциально подходят для открытия точки, и он предлагает эти варианты своему франчайзи. В таком случае часто заключают трёхстороннее арендное соглашение между арендодателем, франчайзером и франчайзи. Арендодатель обещает, что не будет работать с франчайзи, если тот снимет вывеску франчайзера.
Но большинство сетей не помогают с поиском помещений, потому что находятся в Москве, а заведения открываются по всей России. Такие сети только утверждают локацию и помещение, которое франчайзи нашёл самостоятельно.
Маркетинговое продвижение: что входит в поддержку от франшизы
После заключения договора франчайзи получает маркетинговый план для запуска кофейни. В нём прописано, когда и как анонсировать открытие и какие каналы стоит использовать.
После открытия заведения в большинстве случаев маркетинговая поддержка ограничивается рекомендациями со стороны франчайзера и предоставлением дизайн-макетов для рекламных активностей. Он подсказывает, какие инструменты можно использовать для продвижения или какие активности лучше работают у других франчайзи.
Что ещё надо знать о франшизах?
Отвечают рестораторы и эксперты из телеграм-комьюнити «Бизнес, деньги, общепит». Присоединяйтесь к чату — там мы обсуждаем открытие и развитие бизнеса в ресторанной индустрии: https://t.me/resto_business.
Франшиза — это кабала? Зачем такие жёсткие стандарты?
Елизавета Кочнова, международный эксперт по управлению ресторанами ekochnova.ru
Франшизу надо выбирать грамотно, чтобы не оказаться в кабале, когда вы должны всё, а франшиза — ничего, включая обучение процессам. Сейчас на рынке предлагают много франшиз, но не все из них достойные. Начинающему ресторатору с этим тоже не просто разобраться.
Но у слова «кабала» — очень широкий диапазон значений. Я работала как консультант с одной известной франшизой. И понимаю, что без жёстких норм невозможно обеспечить единый стандарт качества во всей сети: франчайзи сразу начнут заменять продукты на более дешёвые, а посетители потом говорят, что продукт испортился и перестают ходить в заведение.
За счёт чего франшизы типа Cofix держат свои цены?
Анатолий Михеев, ресторатор, бизнес-консультант в сфере эффективного управления объектами гостеприимства miheev.pro
Это прекрасный вопрос. Ответ банально прост — за счёт своей прибыли. Потому что головной офис диктует цены, и ничего с этим не поделаешь. Никого не волнует экономика и финансовый результат франчайзи, никого не волнуют их убытки. Главное — франчайзер получает свои отчисления.
На что обращать внимание, выбирая франшизу?
Елизавета Кочнова, международный эксперт по управлению ресторанами
Важно обращать внимание на бизнес-модель — на чём зарабатывает франшиза и что будет требовать от вас. Я сама работала в Италии как франчайзи под брендом крупной иностранной франшизы. Их условие — платить процент от оборота: даже если я работаю в минус, их это не волнует. Весь маркетинг они направляют на то, чтобы увеличить оборот за счёт бешеных скидок. Этого мы не учли, поэтому маржинальность у нашего ресторана была очень маленькая.
Ещё я была сильно недовольна их уровнем поддержки, а сделать ничего не могла. При этом у компании отличная школа, и процедуры описаны шикарно, и контроль за соблюдением стандартов на отличном уровне.
Обращайте внимание, проводит ли бренд обучение франчайзи, как и где он это делает, есть ли документация по всем процессам и технологиям. Если обучение будет «на словах и пальцах» — это плохой вариант.
Сергей Алексеев, бизнес-коуч
Основная масса покупателей франшизы смотрят только на маржинальность. Но нужно смотреть и на политику будущего компании. Если политика масштабирования заложена только за счёт копирования (открытие всё новых и новых точек), это утопия — такая франшиза может продержать года два, ну максимум пять лет.
А если усиления бизнеса включают открытие собственного производства (например, полуфабрикатов, обжарку зерна), это уже хороший знак, что бренд более устойчив и планирует быть на рынке долго.
Хочешь узнать больше про кофейный бизнес?
Тогда переходи в другие статьи нашего блога:
Как открыть кофейню с нуля — пошаговая инструкция
Бизнес-план кофейни: пример расчётов для открытия
Как организовать учёт в кофейне, чтобы избежать убытков
Оборудование для кофеен: как выбрать подходящий вариант
Какое зерно использовать в кофейне и составить карту напитков
Содержание
- Что выбрать: открыть заведение по франшизе или запустить свой проект
- Выбор франчайзера — где искать надёжного партнёра
- Как проверить надёжность франчайзера
- Как не переплатить за франшизу
- Поиск и ремонт помещения: чем помогает франчайзер
- Маркетинговое продвижение: что входит в поддержку от франшизы
- Что ещё надо знать о франшизах?
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!