От правильной организации учёта в кофейне зависит очень многое — и показатели бизнеса, и скорость обслуживания гостей, и предотвращение махинаций среди персонала. В статье наш эксперт расскажет, как правильно вести учёт в кофейне: как учитывать блюда, ингредиенты и расходники, следить за складскими остатками в автоматическом режиме и знать, какие позиции меню приносят наибольшую прибыль.
Как учитывать приход продуктов от поставщика и контролировать остатки
Стандартная операция по оприходованию продуктов может стать источником проблем — привести к искажениям учёта в кофейне и, как следствие, аналитики по движению продуктов, фудкосту и маржинальности. Поэтому сначала разберём типичные ошибки и трудности, которые возникают при приёмке продуктов к учёту, а также — как правильно ввести данные в систему автоматизации.
В небольших кофейнях обычно нет должности кладовщика, поэтому приёмкой могут заниматься управляющий или бариста. Возможна такая ситуация: внося приходные накладные в учётную программу, бариста отвлёкся и забыл пересчитать единицы измерения — занёс 5 кг кофейных зёрен вместо 5000 г. Этот пересчёт необходим, так как техкарты напитков кофейня ведёт в граммах.
Избежать этого поможет проверочный чек-лист в зоне кассового терминала, на котором сотрудники приходуют поставки. Так персонал будет сверяться — всё ли правильно внесено в программу. Не давайте персоналу полномочия сразу проводить товары в систему, без проверки вами или бухгалтером. В Quick Resto это сделано по умолчанию — сотрудники вносят поставку на кассовом терминале, но окончательно её проводит в учёте владелец заведения или сотрудник с полномочиями работы в бэк-офисе.
Трудности при оприходовании вызывает и «неудобная» фасовка товара.Например, поставщик привозит 12 коробок молока, каждая по 0,923 л. Сотруднику надо каждый раз пересчитывать общий приход в литры и при этом не ошибиться.
Чтобы не запутаться в подсчётах, можно в системе вносить такие поставки через функцию «Фасовка» — задать нужные варианты по объёму/весу и программа сама пересчитает поступившее количество в нужные единицы измерения. Таких фасовок можно создать неограниченное количество.
Случается, что приходную накладную забывают провести: она «висит» в системе и не обновляет данные по складу. Из-за этого остатки продуктов в программе не соответствуют реальным. Чтобы этого избежать, важно регулярно проверять — проведены ли все складские документы: в разделе «Склад» → «Приходные накладные» это делается через фильтрацию — выбираем непроведённые документы. Заодно так можно выявить и ошибки, например, когда цену продукта внесли в графу со стоимостью доставки.
Возможна и такая ситуация: поставщик привёз зерно, которое уже есть на складе. Получился избыточный закуп и излишки. Или наоборот — зерно заканчивается, а владелец кофейни не видит в системе, что его пора закупить. Если всё проводить вовремя, остатки на каждый день будут актуальны и правильно формировать отчёт о движении продуктов.
После оприходования в программу учёта поставки будут влиять на себестоимость (она считается от приходных накладных) и наценку. Вы сможете отследить, если цена продукта вырастет (система выделит такую поставку красным цветом) или снизится (отмечается зелёным).
Как учитывать расход ингредиентов в кофейне
- Неправильно составлены техкарты
Подробнее про ошибки в заполнении техкарты и то, к каким последствиям это приводит, читайте в статье «Технологическая карта» приготовления блюд для общепита».
- Не проводится проработка напитков и блюд
Чтобы сделать верный расчёт себестоимости и избежать недостач в кофейне, нужно заниматься проработкой — приготовлением напитка и блюда, при котором каждый ингредиент отмеряется с помощью весов.
- Допущена ошибка в методе списания ингредиентов
Чтобы не получить неактуальные цифры по складу и нерациональные закупки, важно не путать два метода списания: по продукту и по техкарте. По продукту в системе списываются товары, которые продаются гостям в том же виде, в котором пришли от поставщика, например, сок в бутылке. Если блюдо приготовлено в кофейне, ставится метод списания по техкарте. Для позиций меню, которые готовятся на собственной кухне, списание ингредиентов должно быть по факту приготовления блюда.
Система учёта для кофейни
Оформите подписку на Quick Resto, чтобы вести склад, запускать программы лояльности, собирать базу гостей и получать онлайн аналитику по показателям кофейни.
Учёт использования модификаторов
В этом разделе рассмотрим, как вести учёт в кофейне с модификаторами — дополнениями к блюду, меняющими его характеристики. Например, модификаторами могут быть альтернативные виды молока, опции «с собой» и «в зале», сиропы или разные объёмы напитков.
Альтернативное молоко для кофе можно учитывать двумя способами — выбор зависит от задач руководителя и удобства сотрудников:
-
Руководителю удобнее анализировать продажи и маржинальность, когда в систему учёта занесены разные виды напитков («Банановый латте», «Миндальный латте» и т.д.), а не один напиток с набором разных модификаторов. Тогда в отчётах прибыль отражается по конкретным блюдам, а не по связкам «блюдо + модификатор».
-
Для сотрудников же удобнее, когда создано блюдо с набором модификаторов: «Латте» без молока в техкарте, а в группе модификаторов «Выбор молока» указано банановое, кокосовое, овсяное и т.д. Это позволяет быстрее находить нужную позицию на кассовом терминале и пробивать заказ с нужным видом молока, нежели когда приходится выбирать из обширной номенклатуры напитков, где одного «Латте» может быть по 5-7 позиций.
Заказы «с собой» и «в зале» тоже можно разделять через модификаторы, чтобы учитывать в заказе навынос стоимость одноразовой посуды и упаковки. Если вам необходимо часть блюд пробивать в кофейне, а часть — с собой, привяжите к конкретному блюду группу модификаторов, которая будет включать все опции. Тогда при формировании заказа бариста сможет выбрать, что пробить в зале, а что — навынос.
Читай письма
Разные объёмы напитков при наличии разных видов молока я рекомендую учитывать так: создавать разные блюда, например, «Капучино 200 мл» и «Капучино 300 мл», а виды молока — модификаторами «Кокосовое», «Банановое», «Фундучное» и т.п. Это позволит бариста быстрее работать — на точке продаж система не будет перегружена позициями.
Если в кофейне используется только коровье молоко, тогда напитки разного объёма можно вести через модификаторы. Например, создаём в системе одно блюдо «Капучино» и привязываем к нему группу модификаторов «Объёмы капучино». В этой группе будут три позиции модификаторов — «Капучино 150 мл», «Капучино 250 мл» и «Капучино 350 мл». В техкарте для расчёта корректного списания каждого модификатора указываем ингредиент и тару нужного объёма.
Отчёт по продажам и остаткам в кофейне
Для контроля прибыли в кофейне нужно знать данные по фудкосту. Этот отчёт помогает понять, работает ли заведение в плюс: правильно ли подсчитана себестоимость и не слишком ли мал процент наценки.
Статистика по продажам позволяет следить за выручкой. Если вы продали блюд столько, сколько приготовили — это хороший показатель. Если нет — есть вероятность, что расхождения связаны с махинациями сотрудников.
Прибыльность напитков и блюд оценивается по АВС-анализу, который можно построить как по всему меню, так и по группе модификаторов.
Подробнее о том, как работать с отчётом, мы рассказали в статье «Как проводить АВС-анализ, чтобы сформировать прибыльное меню».
Прибыльность связок «блюдо + модификатор» можно узнать в отдельном отчёте. Например, с помощью него вы проанализируете, приносит ли прибыль капучино с карамельным сиропом и овсяным молоком или нет.
Помимо этих отчётов собственнику важно знать актуальные показатели по остаткам ингредиентов. Для этого важно проводить регулярные инвентаризации — как плановые, так и внезапные. Последние помогут выявить, могли ли быть махинации среди сотрудников, так как они не успеют подготовиться к проверке.
Как проводить ежедневную инвентаризацию
Ежедневная инвентаризация отнимает время, зато позволяет увидеть отклонения или заметить воровство сотрудников в конкретный день. Рассмотрим, на какие контрольные точки смотреть при проведении инвентаризации в кофейне.
Я рекомендую проводить ежедневный пересчёт «проблемных» позиций — тех продуктов, которые чаще всего продаются или используются в блюдах. Для этого сделайте отдельный шаблон акта инвентаризации в системе. Так вы по «горячим следам» узнаете о проблеме.
Начинать подсчёт нужно после завершения смены. Все заказы должны быть закрыты, а каждое место хранения необходимо проверять отдельно — барную стойку и стеллажи с кофе в зале, кухню и склад продуктов, место хранения бытовой химии и т.д.
Продукты и расходные материалы считайте последовательно, ничего не пропуская и всё отражая в описи (в Quick Resto делать инвентаризацию можно прямо с кассового планшета). Ведите подсчёт в тех же единицах измерения, в которых продукты и расходные материалы отражены в учётной системе.
Подробно о том, как правильно организовать подсчёт остатков, мы рассказали в статье «Инвентаризация в общепите — как навести порядок в заведении»
Как мы видим, даже небольшая кофейня нуждается в организации учёта. В этой статье мы рассказали, как вести учёт в кофейне, а также разобрали, почему важно учитывать приход продуктов от поставщика и контролировать остатки на складе, следить за расходом ингредиентов, знать данные по фудкосту и следить за статистикой по продажам. А ещё проводить ежедневную инвентаризацию. Всё это позволит избежать убытков.
И ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ
Ну все погнали!
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!