Развитие франчайзинга в России: особенности и перспективы
Поделиться
Тамара Синельникова
редактор
Поделиться
Разбираемся вместе с экспертами, на какие перспективы и особенности развития франчайзинга в России стоит ориентироваться предпринимателям, которые хотят запустить свою франшизу или задумываются о её покупке. Рассказываем о трендах и форматах, которые будут актуальны для открытия бизнеса, и правилах грамотного инвестирования как для франчайзера, так и для франчайзи.
Вступай в Telegram-чат для рестораторов и экспертов HoReCa: обсуждаем открытие и развитие бизнеса в ресторанной индустрии. Общение, новости, тренды, инсайты, лайфхаки, партнёры, актуальная информация
На развитие франчайзинга в России влияют все настроения в обществе. Если говорить про динамику 2022 года, то в марте и апреле был спад, а уже с мая спрос на покупку франшизы начал восстанавливаться. К концу лета количество заключаемых договоров на рынке франчайзинга превзошло цифры, которые наблюдались в начале года.
Анна Рождественская, руководитель каталога франшиз franshiza.ru
В конце сентября снова случился «провал» — много сделок сорвалось или было отложено на неопределённый срок. Кроме того, был зафиксирован отток экономически активного населения, которое составляет костяк покупателей франшиз.
Мы, эксперты, верим во франчайзинг, но рынку нужен положительный сигнал, чтобы начать восстановление. Для дальнейшего развития сферы нужна некая стабильность, чтобы предприниматели могли думать о запуске бизнеса. Это одна из насущных проблем, с которой столкнулись все сети общественного питания — как в сегменте с большими инвестициями, так и в эконом-сегменте, где вложения составляют до 1,5 млн рублей.
Есть и хорошие новости — сфера франчайзинга быстро восстанавливается. Интерес к покупке франшизы возобновляется гораздо быстрее, чем интерес к открытию бизнеса с нуля.
Франчайзинг в России растёт в геометрической прогрессии — в него заходят даже те, кто раньше и не думал об этом направлении. Появился характерный портрет партнёра-франчайзи: он не желает тратить время на разработку бренда и технологии, регистрацию товарного знака, он хочет купить проверенную бизнес-модель и зарабатывать. Покупая франшизу, предприниматель уже через два месяца начинает получать прибыль.
Елена Кригер, бизнес-консультант, эксперт по франчайзингу @krigerrr
В портфеле таких франчайзи — несколько видов франшиз из разных городов. Это очень удобный способ инвестировать: у вас есть «операционный директор» в виде франчайзера, который всем управляет, а вы получаете дивиденды.
Ключевые проблемы российского франчайзинга
Елена Кригер, бизнес-консультант, эксперт по франчайзингу
Уход международных игроков с нашего рынка принёс одновременно и проблемы и перспективы франчайзингу в России. С одной стороны — это возможность для развития российских брендов. С другой — международные франшизы были неким эталоном франчайзинговой модели, они задавали стандарты рынка.
В России же франчайзинг только начал приобретать очертания. Получается, теперь российским компаниям не на что опираться. Один из ярких примеров становления крупной франшизы — «Додо пицца»: её основатель Фёдор Овчинников прежде чем создать собственную сеть, некоторое время работал в «Макдональдс», чтобы изучить их стандарты.
Появятся новые риски и с точки зрения качества, поскольку теперь предпринимателям придётся развиваться только на внутреннем рынке. Такая работа менее результативна, чем раньше.
Анна Рождественская, руководитель каталога франшиз franshiza.ru
Раньше инвестор мог выбрать между российской и международной компанией, опираясь на разные параметры: маркетинг, брендинг, стандарты, контроль за работой. Теперь этого выбора не стоит — однозначно будут покупать российские бренды, они выглядят приоритетнее с точки зрения перспективы сотрудничества: на фоне ухода международных брендов российское компании выглядят более стабильными и надёжными. Проблемой может стать, если у франчайзи из-за этого появится соблазн снизить качество работы под брендом франчайзера.
Ещё одна проблема франчайзинга в России — недостаточно развитый рынок в небольших городах. Такая ситуация складывается из-за того, что предприниматели не могут подобрать персонал. Некоторые франчайзи, особенно небольших ресторанов, не знают, где им найти в команду хороших кандидатов — сказывается дефицит кадров.
Другая актуальная проблема — импортозамещение. У некоторых брендов в этом году возникли трудности с продуктами и поставщиками, но они нашли выход. Например, иркутская сеть пивных баров Harat’s испытывала большие сложности — у них всё было завязано на импортном алкоголе. Но они быстро решили эту проблему: нашли много пивных брендов в России — эти ребята готовы варить для Harat’s нужные сорта, продумывать логистику и подстраиваться.
Тенденции франчайзинга в России
Елена Кригер, бизнес-консультант, эксперт по франчайзингу
Многие тренды франчайзинга задаёт новое поколение. Важно не забывать о том, как молодой потребитель теперь относится к брендам — он становится взыскательным и начинает задавать вопросы: «Как бренд защищает страну, планету и человека? Перерабатывает ли он пластик, как утилизирует отходы?», для него важна социальная ответственность бизнеса и он спрашивает: «Как у вас работают сотрудники?».
Потребитель также задаёт вопросы и к упаковке, и к красоте подачи. Современный гость больше не хочет кофе в простом стакане, если в соседней кофейне он получит сервис на порядок выше. Он хочет хорошего отношения, а это всё, что связано с системами лояльности.
Похожий тренд существует и на стороне бизнеса. Теперь предприниматель, который планирует открыть франшизу, тоже задаётся вопросом: «А нравится ли мне этот бренд и хочу ли я им управлять? Близок ли он мне по принципам и человеческому отношению?». Выбирать партнёра по ценностям — важный тренд во франчайзинге. Если раньше франшизу продавали всем желающим, то сейчас в этом партнёрстве всем должно быть комфортно. Ведь речь идёт о нескольких годах сотрудничества. Франчайзер хочет говорить на одном языке с тем, кто будет амбассадором его бренда в другом городе.
К счастью, становится больше осознанных предпринимателей, которые понимают, что они несут в мир определённые принципы и миссию людям. Я думаю, что нужно выбирать сердцем, но при этом смотреть, что у компании с деньгами. Это не редкость, такие бренды есть: они ответственные и всегда придут на помощь.
Ещё один важный тренд — это диджитализация: бренды будут стремиться к тому, чтобы клиент мог сделать заказ любым удобным для него способом.
Анна Рождественская, руководитель каталога франшиз franshiza.ru
Тренды в российском франчайзинге волнообразны. Те направления, которые сейчас популярны в крупных городах вроде Москвы и Санкт-Петербурга, в регионах станут актуальными только через год-два. Например, в Москве бум на франшизы шаурмы случился два года назад, а до регионов он только дошёл.
Проекты с инвестициями до 1,5 млн — устойчивая тенденция франчайзинга в России
Это самый активный сегмент с точки зрения покупки франшиз. Крупные проекты с инвестициями до 50 млн покупатели рассматривают гораздо реже.
Поэтому франчайзеры стараются делать для регионов усечённые с точки зрения бизнес-процессов и бизнес-моделей форматы франшиз. Для этого они могут сокращать площадь зала, выводить из меню какие-то позиции и технологическое оборудование. Если часть продукции можно не производить на точке, то этот инструмент тоже стараются задействовать для оптимизации бюджетов открытия.
Как грамотно инвестировать франчайзеру и франчайзи
Правило № 1. Не нужно вкладывать последние деньги в покупку франшизы. Условия быстро меняются — чтобы адаптироваться к ним, нужно иметь запас прочности.
Правило № 2. Если у инвестора нет предпринимательского опыта или образования, не нужно использовать кредитные средства. Когда у предпринимателя уже есть опыт и навык системного мышления, тогда привлечь инвестиции в виде кредитов на развитие бизнеса можно. В первую очередь стоит обратить внимание на государственную поддержку: субсидии на покупку франшиз, материально-технических средств. Смотрите, какие инструменты предлагаются в конкретном регионе.
Правило № 3. Желательно, чтобы у предпринимателя, который заходит во франшизу, было хотя бы 30% собственных средств. Очень важно, чтобы не все 100% были заёмными, потому что в каждой франшизе — свой регламент. Например, кто-то находит помещение для заведения за две недели, а кто-то ищет его год. У моей компании DO.BRO Coffee есть и такие, и такие партнёры. Средний срок поиска помещения под нашу франшизу — 85 дней. То есть всё это время вам нужно будет чем-то оплачивать кредит.
Правило № 4. Важно детально исследовать финансовую модель при выборе франшизы. Вот что необходимо изучить:
Все статьи доходов, которые предполагаются в будущем.
Самые пессимистичные прогнозы, при которых результат работы по франшизе показывает хотя бы ноль. Если при пессимистичных прогнозах франшиза показывает минус, это риск.
Финансовую отчётность компании в открытых и закрытых источниках: какие обороты она имеет, есть ли у неё другие активы. Важно убедиться, что это не компания-однодневка.
Базу знаний и стандартов.
Правило № 5. Не стоит покупать франшизу, если вы не собираетесь управлять бизнесом. Франшиза — не золотая курочка, которая будет нести яички. Этот формат также подразумевает управление бизнесом: нужно следовать определённому алгоритму, который уже принёс другим предпринимателям успех. Франшиза — это постоянное обучение и совершенствование своих управленческих и предпринимательских навыков. В идеале у вас должен быть более глобальный план: начать с одной точки, а в дальнейшем вырасти в региональную сеть.
Красный флаг, который должен насторожить франчайзи: франчайзер обещает 0% рисков и окупаемость за короткий срок, например через 5 месяцев. Я не советую даже рассматривать такие франшизы, потому что бизнес без рисков невозможен.
Правило № 1. Предприниматель должен понимать, что он готов масштабировать бизнес и брать на себя ответственность за развитие других предпринимателей, которые придут к бренду.
Правило № 2. Необходимо понять, для чего вообще бренд запускает франшизу. Можно монетизировать сеть, но такие франшизы менее успешные, поскольку не имеют жёстких стандартов — они просто набирают много партнёров, работают какое-то время, но в итоге могут сгореть.
Правило № 3. Понимание, что компания изменится на 180 градусов. Франшиза — это весь опыт предпринимателя, переложённый в чёткие базовые стандарты, которые необходимо будет соблюдать.
Правило № 4. Придётся вложиться в консалтинг и автоматизацию. Эксперты, которые могут создать корсет будущей базы знаний, которую компания будет продавать — важное вложение. В дальнейшем эта база знаний должна быть автоматизирована, поэтому следующим шагом будет поиск CRM-системы. Таким образом франчайзер будет вовремя получать отклик с рынка и понимать, что его дело масштабируется качественно.
Правило № 5. Быть готовым, что в процессе развития франшизы постоянно будут происходить изменения. Потребуются новые решения, тестирование и большие ресурсы — как временные, так и финансовые.
Актуальные форматы и перспективы франчайзинга в России
Елена Кригер, бизнес-консультант, эксперт по франчайзингу
Один из перспективных форматов для франшизы — это кофейни с завтраками. Пока в России мало качественных проектов такого формата.
Также у нас очень мало хороших ресторанов для семей с детьми, поэтому я советую посмотреть в этом направлении. Ещё одна ниша, которая продолжает развиваться — это пиццерии: у нас очень много пиццы, но, как ни странно, мало качественного продукта.
Наиболее популярным направлением в российском общепите остаётся фастфуд — пицца, суши, бургеры, шаурма. Например, «Гриль № 1» — за последние два года у них появилось 40 ресторанов, ещё 10 сейчас строятся. Этот бренд не придерживается моноконцепции — здесь готовы предложить гостю больше десяти вариантов шаурмы или любого другого блюда, чтобы он вернулся снова. Для региональной франшизы это особенно важно. При этом мы говорим об оптимальной сырьевой матрице.
За этим подходом — будущее. Если предприниматель не подстраивается под обстоятельства, он становится не конкурентоспособным. Поэтому гибкость так важна и во франчайзинге. И тут важно вот на что обратить внимание. Несмотря на то, что стандарты — основа франчайзинга, при открытии франшизы можно и нужно учитывать особенности региона: региональное ценообразование, использование местных продуктов и рецептов.
Анна Рождественская, руководитель каталога франшиз franshiza.ru
Эксперты рынка отмечают, что в России растёт доля региональных франшиз. Если раньше продавцы были в основном из Москвы и Санкт-Петербурга, то сейчас всё больше франшиз создают бренды из регионов. Эта тенденция однозначно продолжится, потому что региональные рестораторы понимают местный рынок лучше московских.
В том, что франчайзинг в России будет развиваться, ни у кого нет сомнений. Всё равно франшиза — это проверенный рецепт бизнеса. В кризисные времена франчайзинг растёт удвоенными темпами, потому что люди ищут проверенные решения и «сильное плечо».
Франчайзинг будет развиваться и с точки зрения количества новых франшиз в общепите, и с точки зрения покупателей франшиз.