Содержание
- Как понять, что ваш бизнес готов к запуску франшизы
- Регистрация товарного знака
- Опыт предпринимателей: сложности с регистрацией слова «экобар»
- Документы для деятельности франчайзи
- Как определить выгодный для сторон роялти
- Как продвигать свою франшизу
- Как работать с франчайзи: опыт рестораторов
- Как контролировать работу франчайзи
Как понять, что ваш бизнес готов к запуску франшизы
Бизнес должен просуществовать минимум три года, прежде чем становиться франшизой. И это действительно минимальный срок. Быстрый и необдуманный выход на рынок может обернуться тем, что придётся сворачивать запуск сети и уходить на доработку франшизы.
Анна Рождественская
руководитель каталога франшиз franshiza.ru
Понять, что проект готов к франчайзингу, сложно. Нужно иметь большой опыт, причём как франчайзи, так и франчайзера. В России у рестораторов мало такого опыта, и запускающиеся проекты часто не понимают проблематику франчайзинга. Они сами не могут оценить, насколько готовы.
Хенрик Винтер Опыт в ресторанном бизнесе — 45 лет. Открыл более 400 заведений, с 2017 года развивает франшизу двух брендов: итальянских ресторанов Osteria Mario и грузинских бистро «Швили».
Основатель ресторанного холдинга "Тигрус"
Открывать франчайзинг после двух-трёх точек я не советую. Такой шаг категорически неправильный, он рано или поздно приведёт к краху концепции. Два-три работающих заведения абсолютно недостаточно для создания сильного фундамента, на котором может заработать успешный франчайзинг. Особенно, если масштабированием бизнеса занимается не тот человек, который его придумал.
Регистрация товарного знака
Чтобы запустить франшизу, вам нужно зарегистрировать название своего заведения и его логотип в качестве товарных знаков. Официально регистрация товарного знака длится до полутора лет, на практике — в среднем 8–12 месяцев.
Илья Кунинец
руководитель практики интеллектуальной собственности в юридической фирме «Солнцев и Партнёры»
Если товарный знак уже зарегистрирован кем-то другим
Например, в 2020 году фабрика мороженого «Славица» подала в суд на ООО «Анжелюс». «Славица» требовала прекратить правовую охрану товарных знаков SELFIE и СЕЛФИ в отношении мороженого, натурального льда, сорбета и т.д., так как правообладатель не использовал эти товарные знаки. Суд встал на сторону истца и досрочно прекратил охрану товарных знаков (решение суда).
Опыт предпринимателей: сложности с регистрацией слова «экобар»
Франшизу мы планировали изначально, когда запускали проект. Поэтому сразу подали документы на регистрацию товарного знака. И получилась любопытная история. У нас экобар — мы делаем свежевыжатые соки, смузи и детокс-напитки. Всю продукцию продаём навынос, так как у нас маленькие точки без посадочных мест.
Екатерина Памукчи
основательница сети экобаров «Вкусология»
Илья Кунинец, руководитель практики интеллектуальной собственности в юридической фирме «Солнцев и Партнёры»:
- Права и обязанности сторон.
- Порядок исчисления роялти (плата за использование франшизы).
- Порядок разрешения споров.
- Другие существенные моменты. Например, многие франчайзеры прописывают штрафные санкции, которые последуют за невыполнение правил договора.
Важно. Вы можете начать продавать франшизу уже во время регистрации товарного знака. В этом случае вы заключаете с партнёром не договор франшизы, а лицензионный договор. После регистрации его легко преобразовать в полноценный договор коммерческой концессии.
Документы для деятельности франчайзи
Помимо договора франшизы, необходимо оформить все документы, на которых будут основывать свою деятельность франчайзи. Для общепита это:
-
Технологические карты и рецептура.
-
Правила обслуживания гостей.
-
Правила допуска сотрудников к работе и их обучения.
-
Правила уборки и дезинфекции помещений.
-
Все документы, которые связаны с соблюдением норм СанПиНов (например, СанПиН 2.3/2.4.3590-20, который с 2021 года устанавливает требования к организации общественного питания).
Автоматизация всей сети франчайзи с Quick Resto:
- Все техкарты и неограниченная номенклатура позиций в одной системе.
- Настройка учёта для каждого франчайзи: можно установить разные цены и скидки, настроить доступы и т.д.
- CRM — аналитика по каждой точке и всей сети.
- Брендированное приложение для гостей — разработаем бесплатно.
Как определить выгодный для сторон роялти
Анна Рождественская, руководитель каталога франшиз franshiza.ru:
Если речь идёт о новой франшизе, которая только выходит на рынок, то чаще всего ориентируются на тот размер, который будет попадать в вилку конкурентов. Для общепита характерна величина роялти 3–7% от выручки франчайзи. В дальнейшем франчайзер может пересмотреть сумму роялти, оценив объём поддержки франчайзи и затраты на ежемесячное содержание отдела франчайзинга.
Как продвигать свою франшизу
Почему не стоит рассчитывать только на соцсети, продвигая свою франшизу
Социальные сети вести необходимо, но как дополнение к другим каналам поиска партнёров. Это доказано многими франшизами.
Аудитория в соцсетях живая, интересующаяся, но в большинстве случаев это не бизнесмены. Заявок на франшизы в соцсетях приходит много, но 99% из них не конвертируются в сделки — подписчики видят привлекательные картинки и просто любопытствуют, примеряя их на себя.
Читай письма
Как работать с франчайзи: опыт рестораторов
Хенрик Винтер, сооснователь ресторанного холдинга «Тигрус»:
Екатерина Памукчи, основательница сети экобаров «Вкусология»:
Запуская франшизу, мы сразу построили процесс так, чтобы помогать франчайзи на всех этапах:
-
Даём все рецепты, технико-технологические карты, маркетинговые материалы. У нас грамотно проработана рецептура — ингредиенты для блюд есть во всех регионах России.
-
Помогаем выбрать локацию — это сильно упрощает жизнь франчайзи, ведь поиск места занимает большую часть времени на старте.
-
Приглашаем на обучение во «Вкусологию» и ведём человека в режиме онлайн, помогая решать оперативные вопросы.
У нас не предусмотрено штрафов для франчайзи за то, что они закрываются в какие-то короткие сроки. Это хорошо для франчайзи, но не для нас — ведь мы тратим силы на работу с франшизой и не защищены от рисков. Были ситуации, когда франчайзи закрывались, потому что им просто надоедало заниматься этим бизнесом, или они встречали какие-то сложности и не хотели их преодолевать.
И ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ
Ну все погнали!
Как контролировать работу франчайзи
Анна Рождественская, руководитель каталога франшиз franshiza.ru:
Илья Кунинец, руководитель практики интеллектуальной собственности в юридической фирме «Солнцев и Партнёры»:
Содержание
- Как понять, что ваш бизнес готов к запуску франшизы
- Регистрация товарного знака
- Опыт предпринимателей: сложности с регистрацией слова «экобар»
- Документы для деятельности франчайзи
- Как определить выгодный для сторон роялти
- Как продвигать свою франшизу
- Как работать с франчайзи: опыт рестораторов
- Как контролировать работу франчайзи
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!