Отрасль фудтех охватывает компании, где технологии встраиваются в производство, приготовление и доставку еды. Также существуют наукоемкие направления — разработка мясозаменителей, создание роботов-поваров и дронов для доставки. Рассказываем о развитии пищевых технологий, проблемах, которые они должны устранить и о том, какие направления фудтеха в России станут диктовать условия рынку.
Ирина Орландини Авруцкая
Основатель консалтинговой компании Like4Like и трендхантингового агентства GFT Agency, автор бестселлера «Битва за гостя. Стратегия и тактика ресторанного маркетинга».
Погнали?
Вступай в Telegram-чат для рестораторов и экспертов HoReCa: обсуждаем открытие и развитие бизнеса в ресторанной индустрии.Общение, новости, тренды, инсайты, лайфхаки, партнёры, актуальная информация
Что такое Foodtech
Фудтех — это взаимосвязь информационных технологий и пищевой индустрии. Под этим термином в России часто подразумевают три разных типа технологических проектов:
- Проекты, связанные с технологиями доставки. Технологии доставки решают задачи повышения операционной эффективности бизнеса. То есть создаются проекты, которые позволяют доставлять продукты быстрее и качественнее, что приносит прибыль. Основные игроки foodtech в России — Яндекс, Сбер и VK.
- Agritech — всё, что касается сельского хозяйства. Например, выращивание традиционных продуктов (овощи, фрукты) новым способом. Направление также работает в парадигме экологических проблем и проблем, связанных с массовым голодом. А ещё эта отрасль сильно связана с вопросами пищевой независимости, так называемый food security — возможностью выращивания на своей территории тех продуктов, которые ранее не выращивались.
- Biotech — биотехнологии, которые позволяют выращивать и синтезировать еду. Направление решает проблемы глобального голода, вопросы о том, как накормить большое количество людей, относительно недорогими продуктами и как не навредить экологии. Популярными в России являются компании «ЭФКО», Greenwice, BioFoodLife.
Именно эти три типа технологических проектов преимущественно представляют фудтех рынок и развиваются в России.
Популярные направления фудтеха
Компания Forward Fooding, специализирующаяся на аналитике фудтех-индустрии, разработала собственную классификацию. Она делит фудтех на 8 сегментов.
Agritech — агротехнологии
Услуги и технологии, направленные на повышение эффективности и устойчивости ведения сельского хозяйства. Сюда входит использование автоматизированного оборудования, полевых датчиков, программного обеспечения для управления фермами и прочее. Цель развития направления — увеличение качества и количества продуктов питания.
Food Delivery — доставка еды
Онлайн-заказы, доставка еды из магазинов, ресторанов и прочее. Эксперты прогнозируют, что в 2023 году развитие доставки продолжится, но уже не столь высокими темпами. Мне кажется, что доставка уже начала понемногу стагнировать. Произошло насыщение рынка. Ретейл активно конкурирует с ресторанами, а конкурировать с ним, безусловно, сложно. Для рынка доставки наступают непростые времена — находить новые ниши и развиваться будет труднее. При этом отдельные ниши и отдельные бренды продолжают развиваться.
Kitchen & Restaurant Tech — технологии для кухни и ресторанов
Это про умное оборудование или технологии, которые помогают ресторанам более эффективно управлять своим бизнесом. Например, системы онлайн-заказов и приложения для доставки, роботы-сотрудники, бесконтактная оплата, онлайн бронирование столиков, технологии очистки воздуха.
Самый громкий российский кейс о работе робота-официанта — это кейс одного из кафе «Шоколадница» несколько лет назад. Его использовали для создания новостного повода, напоминания потребителям о бренде и позиционирования ресторанного холдинга в качестве продвинутого и автоматизированного. Но, так или иначе, любая технология — это помощник ресторатора.
Также в России сегодня наблюдается тренд на переход с аналоговых носителей на цифровые: электронные чеки, чаевые и электронное меню. Для этого есть две причины — острая нехватка персонала и запросы гостей. Такие технологии, как QR-меню, сайты и приложения для доставки соответствуют изменяющимся предпочтениям потребителей. Заказы с мобильных и киоски самообслуживания уже стали обычным явлением, поэтому ресторанам нужно использовать больше цифровых инструментов.
Онлайн-меню и приложение без затрат на дизайнера и разработчиков.
- Всегда актуально. У блюда изменилась подача — просто загрузи новые фотографии.
- Цены обновляются за минуту: все позиции синхронизируются через бэк-офис.
- Тестировать акции можно сколько угодно. Два клика — и скидка в меню.
Food Safety & Traceability — безопасность пищевых продуктов и прослеживаемость
Высокотехнологичные решения для дезинфекции оборудования в пищевой промышленности, оценки свежести продуктов и продления срока их годности.
Next-Gen Food And Drinks — еда и напитки нового поколения
Процессы и инновации для создания новых видов продуктов питания и напитков — мясо на клеточной основе, альтернативные белки, продукты на основе грибов и многое другое. Ещё в 2020 году исследования утверждали, что мировой рынок растительного мяса в ближайшие десять лет займёт 10% мирового рынка мяса. История про производство альтернативного белка в России — только зарождающаяся технология. На сегодняшний день на широком рынке этих коммерческих продуктов не так много.
Consumer Apps & Service — приложения и сервисы для клиентов
Приложения и сервисы, которые упрощают доступ к продуктам питания и информации о них. К примеру, приложения для подсчёта калорий или приложения, которые помогут найти хороший ресторан.
Food Processing — пищевая промышленность
Процессы или услуги для обработки пищевых продуктов или улучшения пищевых ингредиентов. Например, роботизированные решения, технология инкапсуляции ингредиентов, решения для 3D-печати, разработанные для пищевых продуктов и другое.
Surplus & Waste Managemen — управление отходами
Продукты и решения, которые помогают сократить количество пищевых отходов: экоупаковки для еды, альтернативы пластиковых стаканчиков или трубочек и прочее. Осознанное потребление и безотходное производство — не тренд, а норма. Это просто должно быть концепцией плюс-минус любого ресторана.
Преимущества фудтеха
Развитие пищевой отрасли. Прогресс в системе общественного питания закономерен. Правильный ли этот путь — совершенно другой вопрос. Вообще, внедрение технологий должно привести к скорейшему решению проблем. Например, того же голода или пищевой независимости. Также это является возможностью открытия новых профессий и направлений в бизнесе и экономике.
Развитие пищевой отрасли. Фудтех способен решить ряд экологических проблем. Например, загрязнение окружающей среды. С развитием сервисов доставки работники пересели с автомобилей на велосипеды, электросамокаты или доставляют продукты пешком.
Упрощение сферы общепита. С появлением фудтеха сфера общественного питания притерпела качественные и количественные изменения, а сами процессы стали во много раз проще. На рынке можно найти продукты от производителей, которые не используют животный белок. Вместо него в состав входит синтезированный. При этом полезные качества продукта не меняются. Упрощение касается и сервисов доставки — она стала быстрее, качественнее и удобнее для потребителя и прибыльная для бизнеса.
Глобальный рынок фудтеха по разным оценкам составляет от $400 млрд до $1,5 трлн при среднегодовом темпе роста свыше 6%. Если говорить про причины роста food tech, то на мировом рынке он имеют разную природу. Но есть три основных драйвера: осознание того, что возникают проблемы с доступностью продовольствия, экологические проблемы и здоровье человека.
Читай письма
Российский рынок фудтеха
После 2022 года российский рынок стал изолированным, поэтому на сегодняшний день отечественные стартапы развиваются медленнее. В том числе и фудтех рынок. Направление развивается не столько в стартап-экономике, сколько в корпоративной среде на уровне крупных компаний, которые в эти тему верят и эти темы развивают.
Технологии доставки в России достаточно высоко развиты: агрегаторы, предложения для доставки, инструменты для автоматизации доставки прогрессивнее по сравнению с международными аналогами. Например, биотехнология производства еды — это компания «ЭФКО», у которой большой RnD-центр и которая активно смотрит на производство инновационных белков. Если говорить про технологии, связанные с IT, то это Яндекс и Сбер. Именно они будут создавать какие-то решения для этого рынка или инвестировать в них.
Ключевая разница в том, что во всём мире корпорации наблюдают за множеством стартапов и со временем смогут в них инвестировать. В России иная ситуация: корпорации часто сами являются инициаторами разных проектов и запускают новые технологии в рынок, в том числе и в сфере общественного питания. Вместе с тем, в России не хватает креативных и независимых фудтех-проектов.
Традиционные индустрии переходят на технологическую основу. Нужно учиться работать и строить новые бизнес-проекты уже учитывая новые технологии. Поэтому просто есть такая данность: любой бизнес, если у него нет технологической основы, в какой-то момент должен её приобрести. Для предпринимателей фудтех — это способ масштабировать и увеличить прибыль своего бизнеса. Быстрая доставка продуктов, удобные приложения для клиентов, экологичные упаковки, качественная и свежая еда — всё важно для потребителя. Зная основы foodtech и следуя трендам фудтеха можно всегда оставаться «на плаву».
Ирина Орландини Авруцкая
Основатель консалтинговой компании Like4Like и трендхантингового агентства GFT Agency, автор бестселлера «Битва за гостя. Стратегия и тактика ресторанного маркетинга».
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!