Разбираемся, как организовать эффективную работу своего бара, какие инструменты использовать для его развития и как упростить процесс ведения бизнеса в этой сфере.
Погнали?
Вступай в Telegram-чат для рестораторов и экспертов HoReCa: общение, новости, тренды, инсайты, лайфхаки, партнёры.
Принципы успешного заведения
Как и любое другое заведение общественного питания, бар не рекомендуется открывать тем, кто хочет просто вложить деньги. Это непростой вид бизнеса. На первых порах им придётся заниматься круглосуточно — буквально ночевать в заведении.
Желающим открыть бар специалисты рекомендуют на 2−3 месяца устроиться на работу в аналогичное заведение. Опыт поможет погрузиться в бизнес изнутри и проверить силы.
Сегодня у предпринимателей есть большой список вариантов, какой открыть бар: гриль-бар, суши-бар, пивной паб, винный бар или лобби-бар. Но, главное, придерживаться нижеперечисленных этапов.
Разработай концепцию. Сформулируй, каким будет заведение, для кого и как оно будет работать. Концепция заведения включает в себя множество пунктов: общая идея и анализ конкурентной среды, формат бара (крафтовый, винный, с настойками, коктейльный, караоке-клуб), меню, месторасположение, целевая аудитория, маркетинг и продвижение, финансовая часть проекта. Для успешного запуска всё это важно и нужно учитывать. Пропиши портреты целевой аудитории — создай персонажи, надели их именами, опиши возраст, социальное положение, место работы, предпочтения, увлечения, страхи и боли.
Локация. Помещение должно не только подходить для разработанной концепции, но и соответствовать действующим законам и нормам. Вот несколько основных требований — удалённость от учебных заведений, учреждений дополнительного образования и воинских частей, минимальная общая площадь — 50 кв. м., наличие отопления, освещения и вентиляции, а также соблюдение правил пожарной безопасности.
Учитывай, что в разных регионах свои тонкости получения лицензии.
К примеру, в Ростовской области бары не должны находиться рядом со стоматологиями. Поэтому перед тем, как арендовать помещение, нужно уточнить, какие правила установлены в регионе.
Краткий бизнес-план. Сколько стоит открыть бар? Количество средств, необходимое для открытия бара, будет зависеть от множества нюансов: предполагаемая площадь помещения, его оформление, мебель и оборудование, количество сотрудников и примерное меню.
Нужно стремиться к следующей модели:
- 25% себестоимость продукции. Риск: доля может вырасти из-за излишка, недостачи, порчи и списания. Плюс инфляция и постоянное повышение цен.
- 25% аренда и маркетинг. Риск: часто увеличивается из-за неконтролируемых факторов — повышение коммунальных платежей и так далее.
- 25% фонд оплаты труда. Риск: «дорогие» сотрудники замещают более «дешёвых» коллег, раздутый график с лишними людьми в смене, полностью фиксированная зарплата без мотивационной части.
- 25% прибыль. Любой перекос в первых трёх пунктах негативно скажется на прибыли.
Оборудование для бара. Прежде чем приобретать оборудование, надо определиться с тем, что будет на нём готовиться. В процессе разработки меню отталкивайся от двух вещей — концепция заведения и возможности помещения. Если покупать оборудование ещё до выбора помещения, рискуешь потратить деньги на то, что потом использовать не получится.
Покупка б/у оборудования — абсолютно нормальная история. Но лучше не приобретать технику «с рук», то есть у владельцев только что закрывшего заведения. Обратись в компании, которые специализируются на скупке подобного оборудования. Они его чинят и приводят в товарный вид, а потом перепродают. Так можно сильно сэкономить на цене без ущерба качеству — купить льдогенератор не за 100 000 рублей, а за 40 000.
Автоматизация бизнеса уже давно перешла из статуса дополнительной опции в обязательную. Без современных технологий поспевать за конкурентами будет сложно. Необходимое оборудование для автоматизации бара можно приобрести в нашем онлайн-магазине.
Персонал. На этапе формирования концепции важно подготовить профиль должности и описание идеального сотрудника для данной позиции. Когда есть портрет идеального кандидата, проще понимать, где искать и чем привлечь. Целевая аудитория заведения — ещё один фактор, влияющий на подбор персонала. Для дорогого бара в центре и для кофейни в спальном районе нужны разные сотрудники.
Даже на ставку уборщицы в бар нельзя нанимать несовершеннолетних — это противоречит статье 265 ТК РФ.
Прежде чем размещать вакансию нужно:
- Определиться с целевой аудиторией. Возраст, пол, в каких социальных сетях сидят, читают ли газеты и прочее.
- Определить место размещения объявления. Это могут быть только соцсети, или доски объявлений или же всё сразу.
- Разместить объявление. Тут нужно помнить, что какие-то площадки могут размещать объявления бесплатно, а на каких-то придётся заплатить.
Поможем отслеживать все денежные операции сотрудников с гостями.
Переходи по ссылке и автоматизируй свой бизнес!
Управление баром в процессах
Ресторанный бизнес не будет успешным без чётко отлаженных процессов. Система автоматизации ресторана позволяет экономить время и ресурсы, заниматься всем этим одновременно и максимально быстро оптимизировать процессы:
- Складской учёт. Помогает не делать лишних закупок, проводить инвентаризацию и тем самым свести к минимуму возможность воровства со стороны сотрудников.
- Финансовый учёт. Позволяет осуществлять полный контроль расходов и доходов заведения, расчёт гостей, списания, инкассации и многое другое.
- Статистика продаж. Помогает следить за цифрами. Так ты узнаешь, какие позиции покупают чаще всего. И, проанализировав данные, сможешь продавать ещё больше.
- Быстрый приём заказов и повышение качества обслуживания. Программа автоматизации ресторана позволит мгновенно принимать заказы на планшете и отправлять их на кухню.
Спектр возможностей системы автоматизации ресторанного бизнеса гораздо шире. С её помощью также можно: настраивать систему лояльности, внедрять бонусы, следить за движением безналичных средств и так далее. Главное — перед установкой обозначить цели и задачи, которые должна решить автоматизация ресторана.
Управляй рестораном с любого устройства с доступом в интернет. Все документы надёжно хранятся в «облаке» — акты и накладные, данные о продажах за месяцы и годы, сведения о поставщиках и версии техкарт.
Идеи для более успешного управления баром
Просчёт возможных рисков. От ошибок никто не застрахован. Но можно постараться свести их число к минимуму. При открытии бара могут подвести:
- Недостаточно проработанная концепция. Это первый шаг в открытии собственного заведения. Все последующие действия нужны для воплощения одной идеи.
- Бюджет. Не перекладывай расходы с инвестиционного бюджета на операционный — последствия этого перекоса тяжело пережить.
- Сроки. Всё течёт, всё меняется, а даты открытия всегда сдвигаются. Всегда.
- Специалисты. Если точнее — когда их поздно подключили к процессу. Допустим, всё уже обустроили, потом наняли шеф-повара, который в итоге говорит «в этих условиях работать невозможно». Поэтому команду кухни лучше набирать минимум за месяц до открытия.
- Эргономика. Как расставить столы и стулья в зале, как обустроить рабочее место бармена — ошибки в этих вопросах будут стоить очень дорого.
- Боязнь перемен. Бару желательно раз в полгода кардинально перерабатывать меню (обычно перед зимой и летом) и раз в три месяца делать небольшое обновление. Надо оставаться гибким и смотреть на тренды.
Реклама и продвижение. Бар рекламировать можно и нужно. Главное условие — отсутствие алкоголя в кадре. Проблема в том, что таргетированная реклама работает сейчас только в ВКонтакте, а это не сильно удобно. Можно поучаствовать в коллаборациях с различными городскими пабликами, в том числе и в других соцсетях. Они часто делают тематические подборки в духе «Новые заведения этого месяца» или «Где пробовать настойки в городе N». Не забывай мониторить отзывы о заведений и отрабатывать негатив на Яндекс Картах.
Оптимизация внутренних процессов. Это то, что значительно увеличит твою выручку. Удели внимание:
- Увеличению скорости обслуживания, чтобы поднять оборачиваемость столов.
- Увеличению скорости подачи напитков.
- Оптимизации работы на кухне — производство полуфабрикатов, покупка новой посуды и так далее.
- Оптимизации меню, ведь это — инструмент продаж, влияющий на прибыльность заведения.
- Увеличению выручки — выгодные предложения, наём промоутера, запуск рекламы с бонусами в социальных сетях и многое другое.
Создай приложение и сайт своего заведения за 1 день. Удобный интерфейс, доставка, актуальное меню и бонусная программа. Выгодно для бизнеса и гостя.
Подытожим
Управлять баром так же сложно, как и любым другим заведением общественного питания. Но на помощь приходит искренняя любовь к своему бизнесу и стремление сделать его успешным. Если уделять достойное внимание всем аспектам деятельности, разумно внедрять новинки и проявлять ответственность, бар станет популярным и рентабельным.
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!