Открыть бар и приходить с друзьями в «своё место» — звучит здорово. Но на деле приходится разбираться в тонкостях законодательства, где штрафы измеряются в сотнях тысяч рублей. Рассказываем, какие документы необходимы для открытия бара, как определиться с концепцией и как запуститься, чтобы избежать потерь.
Содержание
- Концепция
- Поиск целевой аудитории
- Выбор локации для бара и поиск помещения
- Регистрация юридического лица
- Перечень документов
- Кто может торговать алкоголем?
- Персонал
- Оборудование для бара
- Контрольно-кассовая техника
- Покупка расходных материалов
- Реклама и продвижение
- Краткий бизнес-план
- Возможные риски
- Резюмируем
Концепция
Российские предприниматели делятся на две категории. Одни при найденном помещении пытаются вписать в него какую-либо концепцию. Пока разрабатывается концепция, пространство пустует и за аренду всё это время приходится платить. Другая категория бизнесменов ищет место уже под готовую идею. Минусы подхода — найти подходящее помещение не так просто: места в оживлённых районах разлетаются со скоростью света.
План «как открыть бар с нуля»:
- Разработать концепцию заведения.
- Найти помещение и зарегистрировать юрлицо.
- Получить алкогольную лицензию.
- Заказать дизайн-проект.
- Набрать и обучить персонал.
Концепция заведения включает в себя множество пунктов: общая идея и анализ конкурентной среды, формат бара (крафтовый, винный, с настойками, коктейльный, караоке-клуб), меню, месторасположение, целевая аудитория, маркетинг и продвижение, финансовая часть проекта. Для успешного запуска всё это важно и нужно учитывать.
Поиск целевой аудитории
Понимание «для кого это заведение» закладывается на моменте формирования концепции. Вместе с этим просчитывается финансовый план. В нём учитывается сколько необходимо тратить и зарабатывать, какой продукт получается на выходе.
Пример из жизни. Возле бара Harley Drink Bar рядом находится дилерский центр Harley-Davidson®. Большая часть аудитории бара — владельцы мотоциклов понятно какой марки. Техника относится к сегменту «премиум», поэтому их владельцы уже много где побывали. Предлагать им коктейли, скажем, за 200 рублей — история не моего заведения. Для гостей это дешёво и не статусно — цена должна соответствовать их уровню. Так, исходя из финансовых ожиданий, потребностей и концепции можно определить свою аудиторию.
Выбор локации для бара и поиск помещения
- Удобный вход. Людям не нравится куда-то спускаться: будь-то цокольный этаж или крыльцо с парой ступенек. Это неудобно в дождь и снег, после пары шотов и коктейлей, в любую погоду для девушек на каблуках. Идеальный вариант — входная дверь в один уровень с землей.
- Коммуникации. Нужно понимать, сколько энергии будет потреблять оборудование, чтобы искать помещение с соответствующей электрической мощностью. Иначе каждое включение кофемашины будет выбивать пробки. Выброс воздуха должен быть минимум на метр выше конька кровли — элемента, который защищает стык. Если в здании нет отдельного изолированного вытяжного канала, придётся тянуть по фасаду выбросной воздуховод или «свечку». На это потребуется специальное разрешение. Например, в Санкт-Петербурге многие здания являются памятниками архитектуры, поэтому такой документ можно и не получить.
- Если планируется кухня, потребуется приточно-вытяжная вентиляция — система, которая выводит отработанный воздух из помещения и приносит свежий через вентиляционные каналы. Требования к системе вентиляции закреплены в своде правил по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха. Также помещение должно быть оснащено канализацией и водосточной системой. Подробные требования по санитарным нормам можно найти в ГОСТ 30389-2013.
- Соседи. Бар в отдельно стоящем нежилом здании — идеальный вариант ввиду отсутствия соседей. Но в жизни такое встречается редко. В большинстве случаев речь идёт о первом этаже обычного дома. Будут ли жильцы рады бару с диджеем и танцами? Вряд ли. Поэтому стоит заранее позаботиться о шумоизоляции. Правда, звуки ремонта соседей тоже редко когда устраивают. В каждом регионе действует свои нормы «закона о тишине», лучше им строго следовать.
- Соответствие условиям получения алкогольной лицензии. Вот несколько основных требований — удалённость от учебных заведений, учреждений дополнительного образования и воинских частей, минимальная общая площадь — 50 кв. м., наличие отопления, освещения и вентиляции, а также соблюдение правил пожарной безопасности.
- Общая площадь помещения. Если задумываться о классическом коктейльном баре, то рассчитывать лучше примерно на 100 кв м. Этого хватит на служебное помещение, склад и помещение для персонала. По вместимости зала можно ориентироваться на 40-50 человек. Главное — отталкиваться от концепции заведения. Если центральное место занимают 20 кранов крафтового пива — нужна длинная барная стойка и складское помещение должно быть рассчитано на хранение тридцатилитровых бочек.
Регистрация юридического лица
Шаг 1. На этапе концепции необходимо определиться, будет ли в заведении продаваться крепкий алкоголь. Если да, потребуется ООО. ИП может продавать только пиво и слабоалкогольные напитки, остальное — строго запрещено.
Перечень документов
Для ИП
Необходимо подготовить следующее:
-
Заявление по форме Р21001.
-
Копия паспорта.
-
Оплаченная госпошлина в размере 800 рублей — если документы подаются в налоговую инспекцию лично. Если оформлять ИП онлайн, в МФЦ или через нотариуса, регистрация проходит бесплатно.
Для ООО
При открытии ООО нужно выполнить следующие шаги:
- Придумать фирменное наименование или, проще говоря, название. Требования к нему можно посмотреть в статье 1473 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
- Выбрать юридический адрес. Можно зарегистрировать ООО по месту прописки учредителя. Есть и другой вариант. Арендодатель готовит для налоговой гарантийное письмо — в нём он подтверждает, что согласен сдать в аренду помещение этому новому юрлицу.
- Подобрать виды деятельности. Про подходящие коды ОКВЭД смотри в предыдущем пункте.
- Определить размер уставного капитала. В разных регионах требования отличаются. Например, в Москве потребуется минимум 1 млн рублей, а в Пермском крае уже 250 000 рублей. Лучше лишний раз перепроверить местное законодательств. Если не выполнить принятую норму, потом возникнут проблемы с получением лицензии на алкоголь.
- Выбрать систему налогообложения. Тут рекомендуем лишний раз пообщаться с опытным бухгалтером.
Кто может торговать алкоголем?
ЕГАИС
За оборотом спиртных напитков в России следит Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Для этого она использует автоматизированную систему ЕГАИС. Здесь предприниматели фиксируют все сделки с алкоголем от закупки до продажи. В каждом регионе лицензию выдаёт разный орган. Например, в Санкт-Петербурге — Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, в Московской области — Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Во многих регионах подать заявку на получение алкогольной лицензии можно через Госуслуги. Срок выдачи лицензии лицензии — 30 дней. Если понадобится дополнительная экспертиза, придётся ждать ещё столько же. По закону заявление можно рассматривать максимум 60 дней. Повторимся, ИП может продавать пиво и слабоалкогольные напитки вроде сидра, пуаре или медовухи. Для всего перечисленного лицензия не требуется. Сельхозпроизводители-ИП могут оформить алкогольную лицензию, производить и реализовывать собственные вина и игристые.
В Quick Resto настроена интеграция с ЕГАИС: удобная выгрузка данных для алкодеклараций, гашение марок, подтверждение алкогольных накладных, списание остатков.
- Отвечающий региональным требованиям размер уставного капитала.
- Наличие нужных кодов ОКВЭД.
- Отсутствие задолженности по налогам и неоплаченных штрафов в сфере оборота алкогольной продукции.
- Наличие контрольно-кассовой техники (ККТ).
- Установка охранной сигнализации и заключение договора на охранные услуги.
- Удалённость от учебных заведений, учреждений дополнительного образования, воинских частей — полный перечень объектов можно посмотреть в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
- Общая площадь торговых и складских помещений не менее 50 кв. м. или более 25 кв. м для сельской местности.
- Физические требования к помещению — отопление и освещение, а также быть вентилируемыми и оборудованными по требованиям пожарной безопасности.
Персонал
На этапе формирования концепции важно подготовить профиль должности и описание идеального сотрудника для данной позиции. Когда есть портрет идеального кандидата, проще понимать где искать и чем привлечь.
Чтобы составить данный портрет, важно опираться на следующие вопросы:
- Наименование должности — кто это.
- Место должности в орг. структуре — с кем в каких отношениях?
- Ключевые задачи должности — зачем она?
- Зоны ответственности — через что их можно решать?
- Ключевые КПЭ — как понять, что он делает это «ок».
- Формальные биографические требования — без них никак.
- Профиль компетенций: корпоративные, профессиональные, управленческие.
Оборудование для бара
Прежде чем приобретать оборудование, надо определиться с тем, что будет на нём готовиться. В процессе разработки меню отталкивайся от двух вещей — концепция заведения и возможности помещения. Если покупать оборудование ещё до выбора помещения, рискуешь потратить деньги на то, что потом использовать не получится.
Пример из жизни. Планируется открытие крафтового паба с сотней-другой сортов пива и крендельками, открытие классического коктейльного бара с нескольким десятком коктейлей и легкими закусками или открытие винного гастробара. Формат выбран, пошли закупки всего необходимого. Но возникает проблема — площадь склада не вмещает изначально запланированные объемы алкоголя. Другая сложность — электрическая мощность помещения не выдерживает нужное для меню оборудование.
Контрольно-кассовая техника
Кассовый терминал Quick Resto — это защита от краж, понятный интерфейс для быстрой скорости обслуживания и автономная работа при отключении сети.
Даже новые сотрудники освоят работу с терминалом за 15 минут, а подсказки на экране помогут увеличить средний чек: кассиры и официанты не забудут предложить гостю дополнительные позиции к основному блюду.
И ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ
Ну все погнали!
Покупка расходных материалов
Реклама и продвижение
Краткий бизнес-план
Нужно стремиться к следующей модели:
- 25% себестоимость продукции. Риск: доля может вырасти из-за излишек инвентаризации, недостачи, порчи и списания. Плюс инфляция и постоянное повышение цен.
- 25% аренда и маркетинг. Риск: часто увеличивается из-за неконтролируемых факторов — повышение коммунальных платежей и так далее.
- 25% фонд оплаты труда. Риск: «дорогие» сотрудники замещают более «дешёвых» коллег, раздутый график с лишними людьми в смене, полностью фиксированная зарплата без мотивационно части.
- 25% прибыль. Любой перекос в первых трёх пунктах негативно скажется на прибыли.
Возможные риски
- Недостаточно проработанная концепция. Это первый шаг в открытии собственного заведения. Все последующие действия нужны для воплощения одной идеи.
- Бюджет. Не перекладывай расходы с инвестиционного бюджета на операционный — последствия этого перекоса тяжело пережить.
- Сроки. Всё течёт, всё меняется, а даты открытия всегда сдвигаются. Всегда.
- Специалисты. Если точнее — когда их поздно подключили к процессу. Допустим, всё уже обустроили, потом наняли шеф-повара, который в итоге говорит «в этих условиях работать невозможно». Поэтому команду кухни лучше набирать минимум за месяц до открытия.
- Эргономика. Как расставить столы и стулья в зале, как обустроить рабочее место бармена — ошибки в этих вопросах будут стоить очень дорого.
- Боязнь перемен. Бару желательно раз в полгода кардинально перерабатывать меню (обычно перед зимой и летом) и раз в три месяца делать небольшое обновление. Надо оставаться гибким и смотреть на тренды.
Читай письма
Резюмируем
Содержание
- Концепция
- Поиск целевой аудитории
- Выбор локации для бара и поиск помещения
- Регистрация юридического лица
- Перечень документов
- Кто может торговать алкоголем?
- Персонал
- Оборудование для бара
- Контрольно-кассовая техника
- Покупка расходных материалов
- Реклама и продвижение
- Краткий бизнес-план
- Возможные риски
- Резюмируем
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!