Содержание
- Три основания для визита Роспотребнадзора. За какой срок заведениям сообщают о проверке
- Из каких этапов состоит проверка
- Какие документы подготовить к проверке
- Как себя вести при проверке
- Оформление результатов проверки
- В каких случаях можно обжаловать результаты проверки
- На что инспекторы смотрят при ковидной проверке
Три основания для визита Роспотребнадзора. За какой срок заведениям сообщают о проверке
Наталия Гордиенко
Санитарный врач и специалист по пищевой безопасности в сфере HoReCa, аудитор ХАССП. Эксперт по разработке регламентов и проверкам Роспотребнадзора
Внеплановые проверки возможны по двум основаниям:
-
После жалобы гостя или отравления. В этом случае Роспотребнадзор приходит без предупреждения и вручает уведомление прямо перед началом проверки. Инспектировать могут не все процессы, а только в рамках подозреваемого нарушения. Например, если гость написал об испорченных продуктах, то проверяют соблюдение норм хранения, приготовления и прочие связанные с этим требования.
-
Если главный санитарный врач региона выпустил постановление, что надо проинспектировать все заведения в городе. О такой проверке должны уведомить за сутки до проведения. Иногда проверяющие даже не приезжают в заведение, а присылают требование со списком документов, которые нужно отправить в Роспотребнадзор.
Из каких этапов состоит проверка
- Заведение уведомляют о проведении проверки.
- Инспекторы Роспотребнадзора проводят проверку — непосредственно на территории заведения или смотрят у себя в офисе запрошенные документы.
- Составляется акт проверки.
- Выписывается предписание о нарушениях (если они были обнаружены).
- Составляется протокол об административном правонарушении на ИП, ООО и/или должностных лиц заведения.
- Выносится постановление о привлечении к ответственности.
- Заведение выполняет предписание (исправляет нарушения).
- Инспекторы проверяют, как исправлены нарушения.
Важно: без распоряжения проверка незаконна
Если вы не получили уведомление и не расписались в нём, то инспекторы не смогут начать проверку.
Иногда бывает так: сотрудники Роспотребнадзора забывают вовремя прислать уведомление и просят подписать его задним число. Не делайте так. Если вы не успели до проверки устранить какое-нибудь нарушение, то это законное основание, чтобы отсрочить визит проверяющих.
Оповещение о проверке могут принести в бумажном виде. А если у вас есть электронная цифровая подпись, то отправить на почту, которую вы указали в уведомлении о начале деятельности. Бывают и необычные способы доставки, например, пять лет назад мне пришло оповещение в виде телеграммы.
Какие документы подготовить к проверке
Перечень документов, которые нужно подготовить, будет указан в распоряжении — его выдают после того, как вы подпишете уведомление. Распоряжение — основной документ, на основании которого проходит проверка.
За какой период проверяют документы
Официально у вас могут потребовать документы за последние три года. В реальности лабораторные исследования и протоколы проверяют за последние полгода-год, журналы смотрят за последние три месяца-полгода.
Но лучше хранить документы по всем правилам — за три года. А перед проверкой уточнить, за какой период нужны данные.
Как себя вести при проверке
5. Сами водите проверяющих по заведению, показывайте чистые и красивые места. Не препятствуйте свободному перемещению, но старайтесь управлять вниманием: указывайте на интересное оборудование, делайте акцент на том, что недавно купили, обновили или починили.
Оформление результатов проверки
В каких случаях можно обжаловать результаты проверки
Обжаловать результаты проверки пока что можно только через суд: в течение 10 дней после получения предписания о выявленных нарушениях подайте туда жалобу и приложите доказательства, на основании которых судья может изменить решение.
Отмечу, что в новом законе о проверках предусмотрен вариант досудебного обжалования, но он будет доступен только в 2023 году.
Что имеет смысл обжаловать через суд
- Срок на устранение нарушений. Иногда заведению дают очень мало времени, чтобы исправить свою работу. Например, 15 дней на перевозку всего цеха в другое помещение. Если это объективно невозможно — не ждите штрафа за невыполнение предписания, а смело обжалуйте срок.
- Размер штрафа. Обращайтесь в суд, если считаете, что штраф несоизмерим нарушению, и у вас есть доказательства.
- Приостановление деятельности. Бывает, что вместо штрафа Роспотребнадзор приостанавливает деятельность заведения на срок до 90 дней. Большим ресторанам такие простои могут обойтись дороже штрафов, поэтому можно попросить суд перевести приостановку деятельности в штраф.
Когда можно полностью аннулировать результат проверки
Это возможно, когда была нарушена процедура проверки:
На что инспекторы смотрят при ковидной проверке
Для ориентира приведу базовые требования:
-
Термометрия сотрудников перед началом рабочего дня. Для записи температуры я делаю отдельную колонку в гигиеническом журнале. Туда можно добавить и выдачу средств индивидуальной защиты. Обязательного требования по учёту выдачи СИЗ нет, но в некоторых регионах, например, Москве и Екатеринбурге, просят предоставить данные о том, сколько сотрудникам выдано за день масок и перчаток.
-
Наличие 5-дневного запаса средств индивидуальной защиты: масок, перчаток, моющих средств, кожных антисептиков. Все ёмкости с жидкостями должны быть подписаны. Ни в коем случае нельзя использовать бутылки из-под питьевой воды.
-
Отдельное подписанное ведро под маски (обязательно с двойным пакетом!).
-
Кожный антисептик в клиентской зоне.
-
Протирание контактных поверхностей и проветривание каждые 2 часа. Обязательно иметь об этом отметки в чек-листе или журнале.
-
УФ-лампа закрытого типа (бактерицидный рециркулятор) в зале. В журнале должны быть отметки об её ежедневном включении.
-
Дезинфекция столовой посуды. Необходима, когда она моется ручным способом. Если используется посудомоечная машина, то дезинфекция не нужна, так как в посудомойке высокая температура и концентрированные моющие средства.
-
Дезинфекция столов после каждого гостя.
-
Дистанция между столами и людьми в очереди 1,5–2 м. Расстояние между столами измеряется от крышки до крышки. Для соблюдения дистанции между людьми на полу должны быть разметки с расстоянием.
Сделайте посещение гостей безопаснее и удобнее с QR-меню: всего за 1490 ₽/мес.
За 1 день мы запустим сайт с вашим электронным меню:
- Готовый домен — вам ничего не придётся регистрировать.
- Меню доступно по QR-коду: его можно разместить на входе, в кассовой зоне и на столах, а также — в инстаграме, Яндекс.Картах и 2ГИС.
Содержание
- Три основания для визита Роспотребнадзора. За какой срок заведениям сообщают о проверке
- Из каких этапов состоит проверка
- Какие документы подготовить к проверке
- Как себя вести при проверке
- Оформление результатов проверки
- В каких случаях можно обжаловать результаты проверки
- На что инспекторы смотрят при ковидной проверке
Наталия Гордиенко
Санитарный врач и специалист по пищевой безопасности в сфере HoReCa, аудитор ХАССП. Эксперт по разработке регламентов и проверкам Роспотребнадзора
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!