С 5 февраля 2025 года необходимо выполнять требования разрешительного режима при продаже безалкогольных напитков через кассу. Этот же режим уже действует для воды, молочной продукции, слабоалкогольных напитков и пива. Чтобы ты был готов к старту онлайн-проверки, мы подготовили эту статью, в которой разобрали разрешительный режим по полочкам.
Как настроить разрешительный режим? Есть ли особенности режима в системе HoReCa? Каких видов товаров касается этот режим? Как избежать штрафов и что делать, если при проверке возникла ошибка? На эти и другие вопросы ты найдёшь ответы в этой статье.
Что такое разрешительный режим и зачем он нужен
Разрешительный режим — неофициальное название системы онлайн-проверки кодов Data Matrix перед продажей товара. Для реализации этого режима кассовое ПО отправляет запрос в «Честный знак» при каждом сканировании маркировки. Таким образом государство защищает потребителей от покупки просроченной, контрафактной и небезопасной продукции.
Теперь, чтобы продать маркированный товар (бутылку воды, например) нужно отсканировать код и дождаться ответа от сервера «Честного знака». Если по какой-то причине код маркировки не прошёл проверку, продажа не только запрещена, но и технически невозможна — касса просто не пробьёт этот товар в чек.
Подробные правила и сроки применения разрешительного режима закреплены в постановлении Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944.
Этапы введения режима
Разрешительный режим вводится поэтапно для разных товарных групп, категорий продавцов и вида проверок (онлайн и офлайн). Некоторые товары уже продаются в разрешительном режиме, а на некоторые введение проверки ещё только запланировано. Например, это безалкогольные напитки, разрешительный режим для которых стартует с 5 февраля 2025 года.
Дата введения режима | Категории товаров | Вид проверки |
1 апреля 2024 года | Табачные изделия (и контроль их максимальной рыночной цены), пиво и слабоалкогольные напитки в кегах | Онлайн |
1 мая 2024 года | Упакованная вода и молочная продукция в крупных торговых сетях (50 и более точек) | Онлайн |
1 сентября 2024 года | Молочная продукция и упакованная вода для всех остальных продавцов | Онлайн |
1 ноября 2024 года | Пиво и слабоалкогольные напитки в потребительских упаковках | Онлайн |
5 февраля 2025 года | Безалкогольные напитки (в том числе с соком), морсы, квас, нектары | Онлайн |
1 марта 2025 года | Все товарные группы, кроме безалкогольных напитков. | Офлайн |
1 апреля 2025 года | Молочная продукция | Онлайн и офлайн |
1 июня 2025 года |
Соки | Онлайн и офлайн |
Все безалкогольные напитки | Офлайн |
Особенности режима для фуд-проектов
Разрешительный режим имеет специфическую характеристику в сегменте HoReCa. Это так называемое послабление — возможность проводить вывод из оборота маркированных товаров не по индивидуальным кодам маркировки Data Matrix, а по общему коду товаров GTIN.
Это послабление действует в общепите с 1 ноября 2024 года и ускоряет работу, уменьшая количество сканирований. Но как долго такой режим будет действовать, неизвестно.
Пока фуд-проекты могут выбирать, работать по послаблению или по общему разрешительному режиму. Но послабление — лишь переходный этап, так или иначе, всем придётся перейти на общий режим. В связи с этим многие владельцы бизнеса в сфере HoReCa уже сейчас отказываются от послабления. Это защищает посетителей от возможности столкнуться с некачественным товаром и позволяет сэкономить время на адаптацию заведения к очередному введению изменений, хоть и замедляет работу сотрудников.
Чтобы увеличившееся количество сканирований не сказалось на скорости обслуживания в твоём заведении, нужно оптимизировать всю остальную работу. Сэкономить дополнительное время тебе поможет Quick Resto: в нашей системе есть всё, что нужно фуд-проекту для эффективной работы.
- Кухонный экран повара автоматизирует кухонные процессы и помогает быстрее выполнять заказы.
- Кассовый терминал помогает управлять заказами из зала и на доставку, контролирует остатки и поддерживает все виды оплат.
- Финансовый модуль — контроль закупок, данные по финансовым операциям и все виды отчётов.
- Бэк-офис — рассчитай фудкост и вычисли убыточные позиции в меню, составь техкарты и управляй сотрудниками.
- Мобильное приложение и сайт для гостей — предложи гостям удобный способ заказа с собственного сайта, приложения или даже через Telegram! Делай таргетированную рассылку выгодных предложений и управляй программой лояльности.
Всё это и не только ускорит развитие твоего фуд-бизнеса. Попробуй Quick Resto бесплатно 2 недели!
И ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ
Ну все погнали!
Как настроить онлайн-проверку маркировки
Большинство действующих фуд-проектов уже работает в системе «Честный знак», но для тех, кто только недавно зарегистрировал своё заведение, повторим весь процесс настройки разрешительного режима.
1. Зарегистрируйся в системе «Честный знак». Как это сделать, смотри в инструкции от «Честного Знака».
2. Подключись к ЭДО. Для этого нужно заключить договор с оператором электронного документооборота и получить электроную подпись (УКЭП) для работы с документами. Подойдёт действующая УКЭП твоего заведения, а если её нет — обратись в удостоверяющий центр ФНС России. А договор на ЭДО можно заключить с бесплатным сервисом от «Честного знака» — «ЭДО Лайт».
3. Купи необходимое оборудование. Это кассовое ПО и 2D-сканер для сканирования кодов Data Matrix. Но и без сканера можно обойтись — в планшетах с ПО от Quick Resto предусмотрена функция сканирования маркировки.
4. Настрой кассовое ПО. Для работы в разрешительном режиме нужно обновить кассовое программное обеспечение. Обратись к поставщику своего оборудования.
5. Получи ключ доступа в «Честном знаке». Ключ необходимо получать отдельно на каждый ИНН в личном кабинете. Он используется для предпродажной проверки маркированных товаров на кассе.
6. Введи полученный ключ доступа в бэк-офис.
Подробная инструкция по подключению к разрешительному режиму для клиентов Quick Resto есть на нашем сайте в разделе «Техподдержка».
Порядок работы в разрешительном режиме
Алгоритм работы с товарами в разрешительном режиме достаточно прост.
1. При продаже или списании товара сканируй каждый код маркировки. Касса автоматически направляет код Data Matrix на проверку в «Честный знак».
2. Система проверяет товар перед пробитием чека. Ожидание ответа занимает не более полутора секунд.
3. «Честный знак» решает, корректный ли код. Если да, то продажу можно завершить, если нет — продажа товара будет незаконной.
4. Управляющему заведением время от времени нужно контролировать корректность проверок через личный кабинет на сайте «Честного знака», на всякий случай. Для этого в разделе «Чеки» запусти анализ факта прохождения онлайн-проверки товарами в составе документа. Если проверка была проведена, то напротив товара отобразится «Проверен», а если нет — «Не проверен». Что делать, если ты выявил отклонения при проверке, можно узнать в памятке от «Честного знака».
Обрати внимание! Если ты работаешь по послаблению, то чек в системе «Честный знак» формируется с признаком HoReCa (mode=horeca). Такие чеки всегда будут со статусом «Не проверен», как исключения в проверке разрешительным режимом.
Если твой фуд-проект продаёт пиво и слабоалкогольные напитки, то этот алгоритм тебе уже знаком. Просто он постепенно начинает применяться к другим категориям товаров.
Если что-то пошло не так
Когда всё идёт по плану, разрешительный режим не доставляет особых неудобств. Да, потребуется подождать ответа системы на каждый товар при продаже, примерно 1,5 секунды, но это не такая уж и большая цифра. Другое дело, когда «Честный знак» блокирует код или вдруг отключился интернет. Что делать в таких случаях?
Если дело именно в коде, то в момент продажи ты можешь только объяснить ситуацию покупателю и заменить товар. В случае когда товар последний, извинись и предложи подобрать альтернативу. Продавать товар с неправильной маркировкой незаконно, и даже если покупатель настаивает, делать этого нельзя. Кроме того, касса просто не проведёт продажу и не выдаст чек.
Если же возникли проблемы с интернетом или произошёл сбой на сервере «Честного знака», продать товар можно по старинке, без онлайн-проверки кода. Подробнее о том, как сделать это, не выходя за пределы правового поля, мы рассказали в таблице. Там же ты найдёшь алгоритм действий с проблемными кодами маркировки.
Проблема | Причина | Решение |
Запрет на продажу товара от «Честного знака» | 1 — В системе нет информации о коде маркировки | Убедись в отсутствии повреждений на этикетке. Попробуй повторно добавить товар в чек. Если это не помогло, свяжись с поставщиком. Возможно, он допустил опечатку при вводе кода в оборот или формировании УПД. |
2 — «Честный знак» не получал сведений о том, что код нанесли на товар или ввели в оборот | Обратись к поставщику. Возможно, он просто забыл ввести код в оборот. И на всякий случай проверь ещё несколько товаров из этой партии. | |
3 — Товар с данным кодом уже был продан | Проверь чеки. Твои сотрудники могли ошибочно пробить по кассе этот код к другому товару. | |
4 — Код не прошёл проверку криптографии | Свяжись со службой поддержки «Честного знака». | |
5 — Истёк срок годности товара | Проверь срок годности у всех товаров из этой поставки и составь акт вывода просроченного товара из оборота с указанием причины «Истечение срока годности» | |
6 — Продажа товара заблокирована по решению властей | Верни всю партию товара поставщику — «Честный знак» добавляет все коды маркировки из партии в стоп‑лист, если выявляется бракованная продукция. | |
7 — Продажа по цене ниже или выше установленной (для табачной продукции) | Убедись, что цена соответствует установленным законодательством нормам. При необходимости отредактируй цену. | |
Долго нет ответа от системы | Сбой в системе онлайн-проверки, аварийная ситуация | Если факт возникновения сбоя зафиксирован в системе маркировки, то действие разрешительного режима прекращается на 3 дня с момента его возникновения. В эти дни продавец имеет право не проверять маркировку онлайн. С 1 марта 2025 года в таких ситуациях будет обязательна проверка кодов офлайн, а для безалкогольных напитков и соков – с 1 июня 2025 года. |
Нет интернета | Проблема у провайдера, технические работы | Если во время продажи пропадает интернет-соединение, разрешается добавлять товары в чек без проверки кодов маркировки, но при этом соединение необходимо восстановить в течение 72 часов. |
Возврат по чеку | Гость просит оформить возврат | Возврат маркированного товара проводится по тем же принципам, что и возврат любого другого. Кассир оформляет возврат по чеку, а продукт с кодом маркировки снова поступает в продажу. |
По всем вопросам, связанным с продажей маркированных товаров, можно связаться со службой поддержки «Честного знака»: позвонить на горячую линию 8(800)222-15-23, написать на электронную почту support@crpt.ru, уточнить у онлайн‑консультанта или задать вопрос в «Честном сообществе».
Штрафы за несоблюдение требований
Если не выполнять требования маркировки и разрешительного режима, можно нарваться на серьёзные штрафы. Для должностных лиц штраф составляет от 5 000 до 10 000 рублей, для юридических — от 50 000 до 300 000 рублей.
Кроме штрафов, законодательством предусмотрена конфискация товаров, проданных без маркировки. А за сбыт продукции с поддельными кодами маркировки возможны штрафы до 1 миллиона рублей и лишение свободы до 6 лет!
Полный список санкций за нарушение разрешительного режима представлен на сайте «Честного знака».
Избежать штрафов несложно. Главное — вовремя настроить оборудование и провести обучение для сотрудников, чтобы в нужную дату они начали работать в соответствии с требованиями разрешительного режима. Чтобы не заниматься всем этим самостоятельно, ты можешь пригласить профессионалов из команды Quick Resto. Мы поможем тебе закупить всё ПО и зарегистрировать кассу в налоговой по требованиям 54-ФЗ, настроим оборудование и подготовим к работе, проведём инструктаж твоим сотрудникам и расскажем тебе, как автоматизировать твой фуд-проект с Quick Resto.
Начать работу в разрешительном режиме просто — с Quick Resto!
Читай письма
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!