Хранение наличных в ресторане — неудобно и небезопасно. Появляются сложности при учёте, нагрузка на сотрудников возрастает. К тому же, возникает необходимость покупки сейфа. Инкассация решит эти проблемы. Рассказываем, как контролировать наличные в кассе ресторана, защитить их от краж и правильно организовать инкассацию в кафе. В конце статьи можно скачать инструкцию с методами борьбы с воровством в ресторане.
Лейла Хасаншина
Бизнес-консультант с опытом работы в финансовой и бухгалтерской сферах более 15 лет. Руководитель и основатель бухгалтерской компании ООО «Хелп»
Контроль выручки в ресторанном бизнесе
Прибыль — это конечная цель любого бизнеса. А деньги в него вкладывают, чтобы приумножить. При этом доход зависит от множества факторов, но если не вести учёт в заведении, то получить точные цифры невозможно. Инкассация освобождает персонал от предварительной обработки выручки, упрощает идентификацию зачислений и ведение отчётности по инкассируемым средствам.
Ведение учёта продаж
Чтобы отслеживать движение всех денежных средств на торговой точке, важно вести учёт. Инкассация же помогает не превышать лимит наличных остатков и не нарушать закон. Учёт продаж в ресторанном бизнесе осуществляется при помощи онлайн-кассы. Оператор фискальных данных (ОФД) хранит и передаёт данные с кассовых аппаратов в федеральную налоговую службу. Проще говоря — это посредник между кассой и налоговой.
Согласно Федеральному закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники», предприниматели обязаны осуществлять торговлю через онлайн-кассу, которая передаёт данные ОФД. Такие кассы выдают чеки с отметкой о фискализации. Благодаря им посетитель ресторана может проверить, легально ли работает заведение, и в случае возникновения спорной ситуации предъявить этот чек в суде.
Расчёт выручки и средний чек
Выручка — сумма, которую бизнес получил от реализации своих услуг или от продажи товаров. Рассчитывается по формуле: выручка равно цена одного товара, умноженная на количество проданных товаров. К примеру, заведение N продает чашку кофе по 300 рублей за штуку. За месяц было реализовано 1 000 таких чашек. В итоге кафе заработало 300 000 рублей — это и есть выручка.
Чтобы определить «качество» чеков и «ценный» сегмент посетителей раздели целевую аудиторию по группам в зависимости от стоимости заказов
Средний чек — это сумма выручки от всех покупок, делённая на их количество. На этот показатель влияет масса факторов: программа лояльности, специальные предложения, продажа навынос (в том числе доставка), скидки и прочее. Рассчитывается по формуле: совокупная выручка за конкретный период или количество заказов.
Как контролировать наличные в кассе ресторана
В конце рабочего дня ответственный сотрудник (обычно кассир) закрывает смену и сдаёт наличные. Он делает необходимые отчёты и инкассирует деньги из кассового ящика. Чтобы контролировать наличные в кассе и избежать кражи денежных средств, нужен целый комплекс мер: регулярная инвентаризация, система видеонаблюдения, перечень правил обращения персонала с наличными и прочее.
Как контролировать расходы и остатки наличных денег в кассе
Алексей Гаврилов, аналитик бизнес-процессов и эксперт по автоматизации в заведениях общественного питания
Контролировать расходы и остатки наличных в кассе помогут:
- Настроить права доступа. Отображение отчётов и закрытие кассовой смены.
- Включить функцию «Учёт наличных». Чтобы система автоматизации запрашивала сумму при закрытии и открытии кассовой смены.
- Грамотно осуществлять закупки. Чтобы линейному персоналу не пришлось изымать наличные из кассы для закупок в магазинах или на рынках. Для этого установи лимит остатков на продукты, чтобы система автоматизации подсказывала о необходимости заказа.
- Контролировать все документы. Для этого вноси эти документы в финансовое движение. Так ты всегда будешь знать, на что потрачены деньги.
Ведение учёта Quick Resto позволит контролировать и анализировать все операции и «свести на нет» возможные мошеннические действия. Подробнее
Как защитить кассовые операции от мошенничества и краж
Не каждая сомнительная операция — воровство. Иногда действия сотрудников могут быть обоснованы. Бывает такое, что руководитель увидел отмену чека или пречека и сразу начал искать виновных. Но гость может запросить предварительный счёт, чтобы проверить все потребление в заведении и продолжить отдых. В таком случае пречек отменяется, а заказ «добивается». Поэтому смотреть на любую кассовую операцию важно с двух сторон.
Если за подозрительными транзакциями скрываются махинации сотрудников, то нивелировать их поможет система автоматизации
Основные шаги по автоматизации процесса защиты кассовых операций от мошенничества и краж:
1. Настройка прав доступа. Обозначить, кто и какие операции может проводить на кассе.
2. Создание всем сотрудникам отдельных аккаунтов. Это нужно, чтобы понимать, кто и что делал на кассе. Во многих заведениях персонал часто работает под одним (например: кассир).
3. Установка оповещений на опасные операции. Как только пришли такие уведомления, разбирайся с ними безотлагательно.
4. Изучение схем и причин воровства. Ознакомься с распространёнными схемами воровства и его причинами. Это поможет вовремя предотвратить мошеннические действия.
Как обучить персонал правилам безопасной работы с наличными деньгами
Обучение персонала правилам работы с наличными поможет минимизировать путаницу при учёте денежных средств и защитить их от мошеннических действий. Для этого нужно:
1. Разработать чёткие инструкции кассовой дисциплины.
2. Распечатать и ознакомить материально ответственных сотрудников с законодательными документами ведения кассовой дисциплины и ответственностью за несоблюдение.
3. Самостоятельно обучаться (собственнику) финансовой грамотности и порядку в закупках, ведению документации и финансовым отношениям с сотрудниками.
Организация инкассации денежных средств
Когда в кассе накапливаются наличные, предприниматель или кассир (в зависимости от того, кто за это отвечает) кладёт их на расчётный счёт. Но это трата времени, также подобный поход с крупной суммой денег в банк сопряжен с рисками. Упростить процесс поможет организация инкассации.
Что такое инкассация и как она работает
Инкассация — это сбор и безопасная перевозка наличных денежных средств. Сначала деньги отвозят в банк, а после — зачисляют на расчётный счёт юридического лица или индивидуального предпринимателя. Инкассацией в ресторанах занимаются банки и лицензированные компании. Чтобы воспользоваться их услугами, клиент заключает договор и оплачивает комиссию. Это может быть как процент от суммы инкассации, так и фиксированная ставка. За приём денежных средств от организации, их дальнейшую сдачу в банк и проверку сопроводительных документов отвечает инкассатор. Поскольку деньги важно доставить в целости и сохранности, вместе с кассиром в бригаду входят охранники и водитель.
Хранить неограниченное количество наличных в ресторане разрешено не всем. Согласно Указанию Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, юридические лица обязаны установить лимиты на остаток наличных, превышать которые нельзя. Индивидуальным предпринимателям, субъектам малого предпринимательства и малым предприятиям делать это необязательно. Но если ИП все же установил лимит на остаток, на него будут распространяться те же требования, что и для юридических лиц. При этом ограничений по сумме лимита нет — каждая компания определяет эту цифру самостоятельно. Есть также периоды, когда размер остатка по лимитам можно превысить по закону, а штрафы взиматься не будут: дни выдачи зарплаты, социальных выплат и так далее.
Необходимость организации инкассации
- Безопасность. Деньги добираются в банк в охраняемом бронированном автомобиле.
- Экономия времени. Предприниматель или другой сотрудник не будет отвлекаться от работы и тратить время на самостоятельную транспортировку денежных средств.
- Ускорение зачисления денег на расчётный счёт. Благодаря чему оборачиваемость средств не снижается.
Выбор надежной инкассаторской компании
При выборе инкассаторской организации нужно получить информацию о рейтинге компании, тарифах и спектре услуг. Большую часть рынка инкассации занимают банки. Среди них есть и такие, которые сделали инкассацию главным вектором своего развития. Они являются скорее исключением из правил, так как для большинства банков инкассация с точки зрения получения прибыли просто неэффективна.
Топовые позиции на рынке инкассации занимают крупные перевозчики, среди которых:
- Объединение «РОСИНКАС» — объединение инкассации Центрального банка Российской Федерации.
- ИНКАХРАН — небанковская кредитная организация.
- Спецсвязь — федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи».
- Сервис «СберИнкассация».
Читай письма
Контроль за выполнением инкассации
Так как инкассатор только принимает денежные средства и проверяет сопроводительные документы, то пересчитать и упаковать наличные нужно заранее. При составлении документации важно не допустить ошибку.
Если сотрудник инкассации обнаружит ошибку, он не примет денежные средства. Но за вызов службы всё равно придётся заплатить
Процесс передачи денег осуществляется следующим образом:
- Узнай ФИО инкассатора. Это нужно для того, чтобы проверить его документы: паспорт и доверенность на перевозку денежных средств.
- Перед передачей пересчитай деньги, а в кассе оставь необходимую сумму, которая понадобится для выплаты з/п, выдачи сдачи, расчетов с поставщиками, текущих нужд (кассовая лента, питьевая вода и т. п.) и так далее. Купюры раскладывают по номиналам, а «мелочь» пересыпают в обычный пакет.
- Заполни документы: ведомость, накладную и квитанцию о приёме средств. Ведомость «отправляется» в сейф-пакет вместе с денежными средствами, накладную принимает работник инкассаторской организации, а квитанция оставляется себе. Каждый из документов должен содержать печати и подписи обеих сторон.
Инкассация позволяет не беспокоиться о сохранности денежных средств и избежать путаницы при учёте. Это тот случай, когда можно и нужно делегировать обязанности. Доверьтесь профессионалам, чтобы спать спокойно.
Ещё больше пользы:
Нехватка кадров в ресторанном бизнесе: где искать сотрудников и как их удерживать
Как проводить АВС-анализ, чтобы сформировать прибыльное меню
Как использовать SWOT-анализ для запуска бизнеса
Электронное QR-меню для ресторанов
Как увеличить базу гостей, используя электронные карты лояльности
Лейла Хасаншина
Бизнес-консультант с опытом работы в финансовой и бухгалтерской сферах более 15 лет. Руководитель и основатель бухгалтерской компании ООО «Хелп»
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!