Борис Тетеревлёв
Стартап-менеджер, консультант в сфере ресторанного бизнеса, опыт в HoReCa с 2013 года
Погнали?
Вступай в Telegram-чат для рестораторов и экспертов HoReCa: общение, новости, тренды, инсайты, лайфхаки, партнёры.
Как SWOT-анализ помогает не вложить деньги в проигрышную концепцию
В 2016 году мой знакомый Луай открыл первый винный ресторан в Астрахани. Он был окрылён идеей и запускал проект без анализа рынка. Как итог, жители Астрахани оказались не готовы к подобному формату.
Гостей было мало, хотя обычно в первые дни много людей заглядывает из любопытства. Основными посетителями стали девушки, которые забегали по вечерам, чтобы поболтать с подругами. Остальное время ресторан был пустой. В итоге ресторан пришлось закрыть.
Своевременный SWOT-анализ помог бы Луаю проверить жизнеспособность концепции и избежать ошибки.
В 2021 году я проектировал кофейню-кондитерскую с едой в меню в Ижевске. Владелица Наталья хотела, чтобы на кухне площадью 70 кв м помимо основного цеха размещались ещё два — кондитерский и выпечки, оба полного цикла — от замеса теста до выдачи готового изделия.
Мы провели SWOT-анализ и выявили, что открытие двух цехов:
-
Потребует больших денежных вложений. Нужно арендовать просторное помещение и закупить дорогую технику.
-
Удлинит сроки открытия. Потребуется больше времени на поиск и ремонт помещения, доставку оборудования и найм персонала.
-
Поставит Наталью в уязвимое положение перед сотрудниками. Для цехов будут нужны опытные шеф-пекарь и шеф-кондитер. Ижевск — маленький город, поэтому работники через какое-то время уйдут в другое заведение или начнут манипулировать: просить прибавку к зарплате или лишний выходной. Придётся идти им на уступки. Если шефы уйдут, работа в кофейне встанет.
С помощью SWOT-анализа мне удалось показать Наталье все риски и убедить работать с качественными полуфабрикатами по выпечке, а кондитерские изделия закупать у её партнёра.
Несколько лет назад ко мне обратилась владелица кафе в Нальчике. Карина поставила задачу увеличить рентабельность. Мы стали собирать от гостей обратную связь: опрашивали их лично и читали отзывы на «Яндекс Картах».
Благодаря этому мы поняли слабую сторону кафе — 30% меню людям не нравилось. К примеру, порции со стейками были небольшими, а само мясо было жирным. В итоге мы обновили меню, поменяли поставщика стейков, и кафе заработало лучше.
Какие есть сильные и слабые стороны кафе?
Выявить сильные и слабые стороны кафе-конкурентов можно двумя способами:
Сильные стороны кафе могут быть такими:
-
Востребованность заведения у гостей.
-
Вкусная еда.
-
Удобная локация.
-
Конкурентная цена.
-
Приятная атмосфера.
-
Быстрое обслуживание.
-
Заботливые официанты.
Слабые стороны кафе могут быть такими:
-
Невкусная еда.
-
Высокая стоимость.
-
Плохой сервис.
-
Неудобные столы и кресла.
-
Грубые официанты.
-
Неприятный запах в помещении.
-
Громкая музыка.
Как оценить возможности и угрозы для бизнеса
Риски — предположите, что произойдёт на рынке в ближайший год. Можете ориентироваться на события, которые уже случились. Например:
-
Цены на продукцию вырастут. Поставщики перестанут работать с российскими компаниями. На этот случай у вас должен быть список альтернативных партнёров. С его помощью вы быстро смените поставщика и продолжите работать без перебоев.
-
Снова введут карантин. Заранее начните организовывать доставку или выдачу блюд с собой. Это поможет сохранить выручку, если придётся закрыть зал с посадочными местами.
-
Начнётся следующая волна мобилизации. Сделайте более стандартное меню, которое сможет приготовить любой повар. Так заведение продолжит работу, даже если уйдут нынешние сотрудники.
Памятка: что учитывать при проведении SWOT-анализа
Несколько лет назад я помогал запускать заведение Ольге из Новороссийска. Она провела SWOT-анализ и выяснила, что в её районе много кафе, кофеен и баров, но нет ни одного ресторана. Было принято решение открыть ресторан с нестандартной концепцией — ресторан-галерею с картинами и скульптурами. Таких ведь ещё нет, значит конкуренции не будет.
У меня не получилось убедить Ольгу, что вывод неверный. Если в районе нет ни одного ресторана, скорее всего, людям они просто не нужны. Ольга открыла ресторан, но жителям района такой формат оказался действительно не нужен. Гостей в заведении было мало.
Выводы: всегда ли SWOT-анализ — гарантия успешного результата?
И ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ
Ну все погнали!
Борис Тетеревлёв
Стартап-менеджер, консультант в сфере ресторанного бизнеса, опыт в HoReCa с 2013 года
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!