Евгения Лерман
ex-руководитель отдела обучения сотрудников Novikov Group, специалист по сервису и обучению команд, преподаватель Novikov Business School, амбассадор ФРиО. @elerman_e
Амина Фатуллаева
эксперт по управлению ресторанами и сетями, основатель afrestoconsulting.ru
Выручка ресторана напрямую зависит от качества работы персонала заведения. Поэтому сотрудники должны быть мотивированы на результат. Рассмотрим, как построить систему мотивации, победить текучку и для чего нужна оценка эффективности.
Погнали?
Вступай в Telegram-чат для рестораторов и экспертов HoReCa: общение, новости, тренды, инсайты, лайфхаки, партнёры.
Как создать систему мотивации персонала
Создание системы мотивации — трудоёмкий процесс, где важно действовать последовательно:
- Выстроить у специалистов понимание собственного функционала.
- Определить метрики успеха для каждой должности.
- Проанализировать рынок зарплат и определить политики оплаты труда.
- Качественно запустить мотивацию.
Поощрения для новичков должны быть умеренными, а первое наказание можно заменить личным разговором. Вознаграждение должно соответствовать должности, опыту и вкладу сотрудника, а наказание должно лишь удерживать от повторения нежелательных действий.
Нет смысла простраивать систему поощрений, если ты не позаботился о достойной зарплате и питании для персонала. Любая небрежность в этих вопросах влечёт за собой риск потери достойного сотрудника и снижения уровня сервиса в заведении.
Евгения Лерман cпециалист по сервису и обучению команд, преподаватель Novikov Business School, амбассадор ФРиО
При разработке системы следует руководствоваться принципами, которые не только приведут к результату, но также будут этичными. Правила должны быть понятны и реализуемы. Когда ожидания ясны, сотрудники с большей вероятностью будут правильно выполнять свои обязанности.
Моментальные пуш-уведомления. Узнай о закрытии смены сотрудниками или о сомнительных операциях по кассе.
Три главных принципа эффективной системы мотивации
Показывай результаты. Управление системой мотивации предполагает регулярные встречи с командой для разбора результатов и замера метрик эффективности. У каждой проблемы есть причины и их всегда несколько. Они отвечают на вопрос «кто и что не делает?» и «какие системы не запущены или не работают?». У причин есть решения, которые дают понимание, что конкретно будет делать тот или иной сотрудник и в какой срок. Такой разбор поможет всем участникам команды влиять на свои показатели.
Поощряй тех, кто приносит результат. Введи систему символизации успеха — отмечай лучших. Это способствует формированию устойчивой логической взаимосвязи: за правильными действиями следует вознаграждение, за неправильными — наказание.
Если сказано, что на работе нужно быть в 8 утра, все приходят к этому времени — и посудомойщики, и шеф-повар, и владелец. Принятые в заведении правила могут регулярно пересматриваться и дополняться. Главное — предупреждать о внесенных изменениях весь коллектив.
Амина Фатуллаева эксперт по управлению ресторанами и сетями, основатель afrestoconsulting.ru
Критерии правильности и неправильности могут сильно варьироваться от ресторана к ресторану. Поэтому сотрудники должны быть проинформированы о том, «что такое хорошо, что такое плохо». Установленные в заведении правила должны соблюдаться без каких-либо исключений. Руководство, которое игнорирует собственные распоряжения, может не рассчитывать на волшебное установление дисциплины в коллективе.
Всё измеряй. Поощрение сотрудников должно быть основано на измеримых показателях. Выбирать следует те из них, рост которых позитивно скажется на эффективности работы персонала. Например, среди работников гостевого зала могут проводиться соревнования по продажам определённых позиций меню или конкурсы на самый высокий средний чек за день или неделю. Важно, чтобы было легко подвести итоги подобных турниров.
Система менеджмента Quick Resto — это не только мониторинг качества работы сотрудников, но и контроль подозрительных операций!
- Учёт рабочего времени — следи, кто и сколько работает.
- Все сотрудники в одном месте — один аккаунт для всего персонала.
- Отслеживание подозрительных операций — контролируй приходы и отмены.
Как выбрать систему мотивации персонала
Оптимальная система мотивации подразумевает параллельное применение материального и нематериального стимулирования персонала, которое основано на понимании сильных и слабых сторон сотрудников.
Материальная мотивация сотрудников — выплаты, которые получает персонал за результат своей работы. В отличие от нематериальной, работает менее эффективно. Например, «хорошая» зарплата не может являться мотиватором. Если работодатель предлагает зарплату выше, чем у конкурентов — это не мотивация, а гигиенический фактор. Гигиенический фактор — то, что удерживает сотрудника на его рабочем месте: политика заведения, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения с коллегами и так далее.
На первый взгляд кажется, что материальная мотивация — эффективный инструмент. Но она мотивирует только на первых порах.
Амина Фатуллаева эксперт по управлению ресторанами и сетями, основатель afrestoconsulting.ru
Ты можешь пообещать сотруднику премию, взамен он сделает работу лучше. Но в следующий раз, чтобы он выполнял свои задачи на том же уровне, нужно платить больше. И руководителю придётся постоянно материально мотивировать сотрудника. Нематериальная мотивация помогает увеличить эффективность работы сотрудников, создать дружественную и комфортную атмосферу в коллективе и увеличить доходность компании. Поэтому она так важна не только в ресторанном, но и в любом другом бизнесе.
Нематериальная мотивация сотрудников — способ мотивации без прямого финансового воздействия на человека. Но это не значит, что она не требует вложений от управленца. Например, чтобы организовать обучающие курсы, направленные на повышение квалификации сотрудников, или провести корпоративное мероприятие, понадобятся деньги. При этом нематериальная мотивация предполагает и бесплатные инструменты воздействия на команду. Ведь, чтобы давать сотрудникам качественную обратную связь или оказывать моральную поддержку, не нужно тратить сотни тысяч рублей.
В моей практике были примеры, когда мы старались с менеджерами организовать мероприятия по нематериальной мотивации сотрудников. И в итоге приходили к выводу, что лучше поговорить об этом с коллегами напрямую. Кому-то хотелось учиться, кому-то — больше вовлечённости со стороны компании в его жизнь.
Чтобы это выяснить, всегда важно быть в диалоге с командой. Чтобы понять, что мотивирует твой персонал, узнай их уровень лояльности и вовлечённости в процесс с помощью опросников. Мне, например, нравятся NPS (Net Promoter Score) и Gallup Q12.
Евгения Лерман специалист по сервису и обучению команд, преподаватель Novikov Business School, амбассадор ФРиО
Чтобы система нематериальной мотивации сотрудников работала, человеку важно закрыть базовые потребности. Он должен понимать, на что будет жить завтра, знать, что его принимает коллектив и признаёт руководитель. Когда этот фундамент уже заложен, то по сути любой вид нематериальной мотивации будет работать.
Измерение эффективности мотивации
Важно, чтобы замер результатов был быстрым, удобным. Необходимо, чтобы сотрудники вносили только первичную информацию, а результат подсчитывался через заданные формулы или автоматизированные системы. Система оценки должна быть объективной, прозрачной и сопровождаться конструктивной обратной связью.
Подумай, что уже сейчас можно замерять и выбери из доступных показателей те, которые отвечают задачам бизнеса. Не рекомендую придумывать новые замеры специально для системы мотивации. Как показывает практика, обычно они не приживаются.
Амина Фатуллаева эксперт по управлению ресторанами и сетями, основатель afrestoconsulting.ru
Какой результат сотрудника будет сверхрезультатом? Чтобы это понять, нужно определить норму, и от неё задать рост. Вознаграждение в системе мотивации всегда должно быть за сверхусилие. Важно ставить индивидуальные планы сотрудникам, чтобы показатель был амбициозным и при этом достижимым. Чем больше побед человек получает на работе, тем охотнее он включается в новые задачи и быстрее, качественнее их выполняет.
Проверка показателей на каждом этапе позволяет отслеживать динамику и своевременно корректировать существующую систему мотивации. При этом резко менять курс не стоит, лучше постепенно вносить структурные изменения, параллельно отслеживая показатели.
Евгения Лерман cпециалист по сервису и обучению команд, преподаватель Novikov Business School, амбассадор ФРиО
Оценку можно проводить с помощью опросов, анализа KPI и дата-анализа. Опросы сотрудников помогают составить классификацию по характерам, измерить уровень удовлетворённости и вовлечённости. Анализируя данные о работе сотрудников, можно отслеживать настроение коллектива и выявлять проблемные ситуации. По количеству прогулов и общему уровню производительности можно судить о качестве бизнеса.
Поможем отслеживать все денежные операции твоих сотрудников с клиентами.
Переходи по ссылке и автоматизируй свой бизнес!
Подытожим
Нет абсолютного рецепта о том, как внедрить систему мотивации. Ищи решения, которые привлекут ответственных и квалифицированных сотрудников и создавай условия для их профессионального роста и развития. Только тогда можно обеспечить высокое качество обслуживания и удовлетворение потребностей клиентов.
Евгения Лерман
ex-руководитель отдела обучения сотрудников Novikov Group, специалист по сервису и обучению команд, преподаватель Novikov Business School, амбассадор ФРиО. @elerman_e
Амина Фатуллаева
эксперт по управлению ресторанами и сетями, основатель afrestoconsulting.ru
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!