От концепции ресторана напрямую зависит, насколько успешным будет заведение. Разбираемся, как сделать яркую концепцию и какие ошибки рестораторы допускают чаще всего.
Ирина Рубачева
эксперт ресторанного бизнеса и франчайзинга, инженер-технолог общественного питания высшей квалификации, эксперт-аудитор ХАССП, автор книги «Почему закрываются рестораны», участник телепередач на телеканале «Успех», НТВ, ТВ-3, владелец проектно-консалтинговой компании Restarator и Telegram-канала «Фабрика ресторанного бизнеса»
Погнали?
Вступай в Telegram-чат для рестораторов и экспертов HoReCa: общение, новости, тренды, инсайты, лайфхаки, партнёры.
Что такое концепция ресторана
Концепция работы ресторана — это набор факторов, который определяет суть ресторанного бизнеса. Она создаёт нужный образ предприятия в глазах гостей. Успех заведения зависит от того, насколько гармонично и правильно связаны все элементы концепции.
Концепция зависит от типа предприятия. Например, кафе может быть: общего типа, тематическое, кафе-кондитерская. Бар может быть: алкогольный, безалкогольный, пивной, джус-бар, коктейль-бар. Даже столовая может быть: открытого типа, при промпредприятии, студенческая, школьная, корпоративного питания.
Что нужно учитывать при определении концепции
Концепция ресторана должна отражать идеологию будущего заведения. Вот что в нее входит:
- бизнес-модель,
- тип предприятия,
- форма обслуживания,
- название,
- месторасположение,
- часы работы,
- целевая аудитория,
- позиционирование,
- уникальное торговое предложение,
- дизайн интерьера,
- посуда,
- мебель,
- меню,
- ценовая политика,
- дополнительные услуги.
Самые распространённые ошибки
Если не продумать концепцию ресторана, даже заведение с красивым интерьером, бюджетными ценами и вкусным меню может быстро закрыться. Нужно понять, кто твой клиент и чего он хочет — ориентируйся именно на это.
Как избежать ошибок, которые допускают рестораторы при открытии предприятия:
Не смешивай разные идеи. Все элементы концепции должны подходить друг другу, ощущаться гармонично. Точно так же все специалисты должны работать слаженно, чтобы создать единый образ ресторана, — ничего не должно выбиваться из контекста.
Выбирай подходящее место. Иногда кажется, что лучшее расположение для ресторана — оживлённое место, однако это не всегда так. Каждый случай индивидуален. Предприятие быстрого обслуживания действительно выгодно расположить, например, возле остановок общественного транспорта. Ресторан можно открыть и в красивой прогулочной зоне, и в бизнес-центре, и в уединённом месте. Важно, чтобы расположение было удобным и соответствовало твоей концепции.
Не смешивай целевые аудитории. Концепция ресторана должна быть построена так, чтобы его посетители были примерно одного уровня достатка и интересов, иначе некомфортно станет всем.
Разработай уникальное торговое предложение. УТП — это ряд неповторимых свойств или качеств продукта, обеспечивающих ему серьёзные конкурентные преимущества на рынке. УТП создаётся на основе слабых сторон конкурентов, которые многократно улучшаются и усиливаются.
Используй то, в чём разбираешься. Желательно выбрать концепцию ресторана, которая тебе близка и понятна. Например, лучше управлять рестораном с концепцией здорового образа жизни получится у людей, которые придерживаются ЗОЖ, поскольку они являются представителями своей целевой аудитории и глубоко понимают её потребности.
Позиционируй заведение правильно. У предприятия должны быть соответствующие дизайн, меню и интерьер, чтобы даже прохожие при взгляде с улицы поняли, какой это ресторан. Посетители должны сразу понимать, куда приходят — ресторану нужно соответствовать их ожиданиям.
В моей практике были случаи, когда рестораторы открывали прекрасный ресторан с великолепным дизайном интерьера, умеренным по ценам меню с блюдами очень хорошего качества, приветливым обученным персоналом, но посетители даже не заходили в него. Мне было достаточно одного взгляда, чтобы понять, — концепцию не продумали. Интерьер был настолько дорог и изыскан, что даже при взгляде с улицы в витринные окна люди «считывали» информацию: «Там очень дорого, нам это не по карману». Потенциальным посетителям даже в голову не могло прийти, что уровень цен в ресторане намного ниже, чем они ожидают.
Ирина Рубачева эксперт ресторанного бизнеса и франчайзинга, владелец проектно-консалтинговой компании Restarator и Telegram-канала «Фабрика ресторанного бизнеса»
Как выглядят успешные ресторанные концепции
Пример хорошо разработанной концепции — это «Макдональдс», поскольку у него:
- Выверенное месторасположение.
- Проработанная бизнес-модель.
- Понятная и многочисленная целевая аудитория.
- Чёткое позиционирование.
- Правильное ценообразование.
- Продуманная упаковка «с собой» и «на месте».
- Есть своя фабрика-кухня для производства полуфабрикатов.
- Есть монопродукт — бургер, обеспечивающий скорость обслуживания.
- Отработанные технологии приготовления, доведённые до автоматизма.
- Налаженный контакт с аудиторией.
- Отточенный сервис.
- Хорошая масштабируемость бизнеса.
Открой ресторан и автоматизируй его с Quick Resto! 14 дней — бесплатный период: можно заполнить номенклатуру, составить техкарты, рассчитать зарплату сотрудников, проанализировать выручку заведения. Персональный менеджер проведёт консультацию и ответит на все вопросы. Попробовать бесплатно
И ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ
Ну все погнали!
8 шагов к разработке уникальной концепции ресторана
Итак, чтобы составить уникальную концепцию ресторана, ответь на ряд вопросов:
1. Уникальное торговое предложение. Чем твой ресторан будет отличаться от конкурентов? Ради чего гости будут приходить в это заведение?
2. Целевая аудитория. Какие потребности целевой аудитории не закрыты на рынке? Чего ей не дают твои конкуренты? Кто будет приходить в ресторан? Они будут отдыхать в одиночестве, парами или компаниями?
3. Локация. На какой улице будет расположен ресторан? Чем она хороша? Что находится рядом? Кто будет проходить и проезжать мимо твоего заведения в разное время суток, в будние и праздничные дни?
4. Меню. Меню будет узкое или широкое? Есть ли монопродукт? Оно основано на национальной кухне? Есть ли фирменное блюдо? Есть ли уникальные блюда, которые будут только в твоём ресторане?
5. Интерьер. Как он отражает концепцию ресторана?
6. Обслуживание. Кого и что посетитель увидит сразу, как только пойдёт в ресторан? Какой манеры общения должен придерживаться персонал? Как должны выглядеть сотрудники? Какой будет их униформа? Насколько хорошо обучены официанты?
7. Персонал. Сколько специалистов будет работать в ресторане? Какие сотрудники должны иметь профильное образование? С какого возраста заведение готово нанимать людей?
8. Дополнительные услуги. Будет ли доставка еды, продажа навынос, организация выездных банкетов и пикников?
Больше статей про запуск фуд-проектов:
Детское меню: как организовать семейный ресторан
Как открыть пиццерию с нуля или по франшизе
5 ошибок начинающего ресторатора и как их избежать
Читай письма
Ирина Рубачева
эксперт ресторанного бизнеса и франчайзинга, инженер-технолог общественного питания высшей квалификации, эксперт-аудитор ХАССП, автор книги «Почему закрываются рестораны», участник телепередач на телеканале «Успех», НТВ, ТВ-3, владелец проектно-консалтинговой компании Restarator и Telegram-канала «Фабрика ресторанного бизнеса»
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!