БΛОГ

Пишем про деньги и успешные решения в ресторанном бизнесе

Все статьи - Законы и новости - Как вести учёт алкоголя в ЕГАИС и автоматически составлять декларацию

Как вести учёт алкоголя в ЕГАИС и автоматически составлять декларацию

Рубрика

Законы и новости

Редактор

Виктория Царенкова

Автор

Марина Сенинг

Дата публикации

6/16/2021

Ещё по теме

Как получить лицензию на продажу алкоголя в ресторане, баре или кафе

Рассказываем про особенности работы с ЕГАИС: в какой срок надо отражать поступления алкоголя от поставщиков и списывать открытые бутылки, за что грозит штраф в полмиллиона рублей и как проверить, попало ли заведение в план проверок.

Эксперт
Михаил Медведев
Эксперт по работе с ЕГАИС и Меркурий, коммерческий директор компании DocsInBox (сервис по автоматизации электронного документооборота)
DocsInBox

Что такое ЕГАИС и какие данные надо вносить в эту систему

ЕГАИС расшифровывается как Единая государственная автоматизированная информационная система. К ней должны быть подключены все производители, импортёры и продавцы алкоголя, в том числе рестораны, кафе и бары.

В ЕГАИС содержатся:

  • Все данные юридических лиц, которые участвуют в обороте алкоголя.

  • Подробное описание алкогольной продукции: литраж, крепость, полные названия и так далее.

В систему нужно вносить данные обо всех бутылках алкоголя: сколько получили от поставщика, сколько продали, сколько разбили.

Благодаря этому государство может наблюдать за всем перемещением алкоголя и отследить контрафакт: если вдруг в системе появится алкоголь плохого качества, легко найти его поставщика и производителя.

За тем, как работает ЕГАИС, следит Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР). Она же контролирует, как продавцы алкоголя работают с системой.

Получение и списание алкоголя: как и в какие сроки отражать эти операции в ЕГАИС

У ЕГАИС нет веб-интерфейсов, поэтому обычно для работы с системой устанавливают специальную программу — она служит «посредником» в передаче данных между заведением и ЕГАИС. Вести учёт алкоголя надо именно в этой программе.

Чтобы вести учёт алкоголя по закону, необходимо:

  • Принимать алкоголь (подтвердить получение накладной) в системе в течение суток после того, как поставщик привёз бутылки.

  • Фиксировать открытие каждой бутылки в течение суток.

  • Контролировать остатки в системе.

Как подтверждать получение алкоголя

Чтобы подтвердить получение накладной, нужно просто нажать в системе соответствующую кнопку (в разных системах она называется по-разному, например, в DocsInBox «Принять полностью» и «Принять с расхождением»).

Необходимо пересчитать бутылки, чтобы убедиться — поставщик привёз столько алкоголя, сколько указано в накладной. Во время приёмки маркированного алкоголя надо указать не только количество позиций, но и марки продукции.
Похожая статья:

Правила приёмки товара

Похожая статья:
Правила приёмки товара

Как отражать расхождения по алкоголю

Если количество бутылок, которые привёз поставщик, расходится с данными в накладной, нужно принять накладную с недостачей («Принять с расхождением»).

Если накладная по ошибке принята некорректно (например, её приняли полностью, но фактически были расхождения), можно действовать двумя путями:

  • Сделать возврат — нажать «Сформировать возврат» и просканировать все бутылки, которые нужно вернуть поставщику.

  • Отменить приёмку — нажать «Отменить проведение накладной». Запрос отправится в ЕГАИС, его должен будет подтвердить поставщик. После подтверждения накладная вернётся в первоначальный статус и её можно будет принять заново.

Обычно сначала договариваются с поставщиком о том, как действовать при расхождениях.

Как списывать алкоголь

Чтобы зафиксировать в ЕГАИС списание алкоголя, нужно сформировать и отправить документ «Акт списания».

В акте надо указать: цену, марку алкоголя, его количество, дату и основание списания. Эти поля можно заполнить вручную, но если вы сканируете бутылку — они заполнятся автоматически.

Если бутылку разбили, заполнять акт тоже необходимо — в графе «Основание списания» указать «Порча» или «Иные цели».

Заведениям общепита особенно важно следить за тем, чтобы в системе отмечать каждую открытую бутылку. Лучше это сделать сразу, чтобы потом не забыть.

Быстрее и удобнее работать с помощью сканера штрихкодов: бармен считывает нужные позиции сканером и в системе они списываются автоматически. На это уходят считанные секунды, а ошибка при выборе номенклатуры исключена.

В штрих-кодах зашифрована полная информация о бутылке: наименование продукта, вид алкогольного напитка, содержание этилового спирта, объём тары, страна производства, название производителя или импортёра и юридический адрес, товарный знак.

Заказать сканер штрихкодов в нашем магазине

Бэк-офис
Подробнее

Как контровать остатки в системе

Цифры в ЕГАИС не должны расходиться с реальным количеством оставшихся бутылок. Для этого необходимо регулярно проводить инвентаризацию.

Если есть расхождение, нужно его устранить: списать лишнее, отменить ошибочное списание или отразить фактические излишки в учёте.

Инвентаризацию важно проводить по определённым правилам, иначе её результаты не покажут реальные данные по алкоголю в баре и на складе.

В системе автоматизации Quick Resto вносить результаты подсчёта можно прямо на планшете. Так данные инвентаризации сразу отразятся в учёте и не придётся переносить их в систему из бумажной описи, что поможет исключить ошибки.

О том, как правильно вести подсчёт, читайте в нашей статье «Инвентаризация в кафе или ресторане: как навести порядок в заведении».

Алкогольная декларация: как составлять её автоматически

Алкогольную декларацию надо отправлять в начале каждого квартала — до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем в квартале. Например, за первый квартал нужно отчитаться до 20 апреля.

В декларации должны быть указаны все перемещения алкоголя за последние три месяца (приём, продажа, списание и т.д.).

В приложениях для работы с ЕГАИС алкодекларации можно заполнить в два клика — вся информация там автоматически сохраняется и передаётся в ФСРАР.

Если заведение находится в сельской местности, без доступа к интернету, тогда декларацию можно сформировать в бумажном виде и отвезти или отправить письмом в свой региональный центр.

Если вовремя не отправить декларацию, исказить в ней информацию и предоставить неверные данные, ресторатору грозит штраф: ИП — от 5000 до 10 000 рублей, юридическому лицу — от 50 000 до 100 000 рублей (ст. 15.13 КоАП).

Плановые и внеплановые проверки заведений, штрафы и ответственность за нарушения

Заведения, продающие алкоголь, могут проверить следующие ведомства: ФСРАР, Роспотребнадзор, налоговая, полиция. ФСРАР проводит проверки по плану, остальные службы могут приехать в любой момент.

График плановых проверок можно посмотреть на сайте ФСРАР, найти своё заведение и подготовиться.

Оформите подписку

Больше статей ждёт вас на почте

Требуется согласие с условиями
Я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных

Планово проверяют юридические лица, которые:

  • получили лицензию на продажу алкоголя год назад;

  • прошли последнюю проверку три года назад.

Плановая проверка может быть невыездной — служба просто посмотрит все данные в ЕГАИС и налоговой, проверит документы, которые запросит из других органов. Но также ФСРАР может приехать с проверкой прямо в заведение и посмотреть все документы на месте.

Внеплановые проверки проводятся:

  • если на заведение пожаловался гость;

  • по требованию прокуратуры (например, если заведение подозревают в незаконном обороте алкоголя);

  • в случае отравления посетителя (даже без его жалобы, основанием для проверки может быть публикация в СМИ, обращение местных властей).

Если проверка обнаружит нарушения, кафе, бар или ресторан могут заплатить штраф до полумиллиона рублей (конкретные основания для штрафов приведены в статьях 14.16, 14.17, 14.19 КоАП РФ).

Заведение могут лишить лицензии на алкоголь и изъять продукцию. В крайних случаях — сделать предписание о прекращении деятельности или даже завести уголовное дело на сотрудников.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию

Расскажем, как автоматизировать учёт алкоголя по закону и следить за продажами

Требуется согласие с условиями
Я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных

Рубрика

Законы и новости

Редактор

Виктория Царенкова

Автор

Марина Сенинг

Дата публикации

6/16/2021

Ещё по теме

Как получить лицензию на продажу алкоголя в ресторане, баре или кафе

Хотите стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?

Требуется согласие с условиями
Я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных

Мобильное приложение для гостей

Подключить
Подключить

Хочу открыть своё ресторанное дело

Что мне для этого нужно?

Узнать
Узнать

Оцените пользу Quick Resto уже сейчас

Требуется согласие с условиями
Я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных