БΛОГ

Пишем про деньги и успешные решения в ресторанном бизнесе

Все статьи - Законы и новости - Что должно быть в уголке потребителя в ресторане или кафе

Что должно быть в уголке потребителя в ресторане или кафе

Рубрика

Законы и новости

Редактор

Виктория Царенкова

Автор

Мария Овсеец

Дата публикации

3/15/2021

Ещё по теме

152-ФЗ и персональные данные гостей

Рассказываем, как оформить уголок потребителя в ресторане, кафе, временной точке продаж и на сайте, чтобы избежать штрафов.

Эксперт
Екатерина Попова
юрист, специализируется на юридических услугах для бизнеса
instagram

Все кафе, бары, рестораны, столовые должны иметь «уголок потребителя». Конкретно такого названия в законе вы не найдёте — это просто общепринятая формулировка, но есть требования к информации, которая должна быть на виду у клиента. Разбираемся с экспертом, как обустроить уголок потребителя в кафе и какие документы там нужно разместить в 2021 году, чтобы избежать проблем с проверяющими органами.

Как обустроить уголок потребителя

Назвать уголок потребителя вы можете как вам нравится: «Информация», «Документы», «Обратите внимание». Подойдёт и любая другая формулировка.

Никаких требований к внешнему виду «уголка» тоже нет. Единственное, что важно — документы должны быть доступны гостям заведения. Это может быть стенд на стене или папка на кольцах с документами, главное, чтобы клиент реально мог подойти к этому месту. Если уголок будет сделан, но проход к нему чем-то заставлен, проверяющие органы могут решить, что информация гостям не доступна.

Уголок потребителя нужен не только в стационарных ресторанах и кафе. Даже если у вас открыт временный «филиал», например, выездная палатка для продажи блинов на фестивале, всё равно документы из перечня должны быть. На этот случай как раз подойдёт формат папки.

Важно. Если у вашего заведения есть сайт, где можно заказать еду и напитки, уголок потребителя должен быть размещён и на нём. Все те же документы, только в онлайн-формате. Сделайте отдельную страницу на сайте, разместите документы и не забудьте добавить ссылку в навигацию — например, в подвале сайта.

Какая информация и документы должны быть в уголке потребителя

Конкретного единого списка документов для уголка потребителя нет ни в одном законе. Упоминание о том, что должно быть доступно клиенту, есть в двух основных документах: законе «О защите прав потребителей» (Закон РФ № 2300-1) и «Правилах продажи товаров» (постановление Правительства РФ № 2463). Также иногда могут выходить постановления с дополнительными требованиями для конкретных видов бизнеса или регионов.

Ниже мы собрали перечень документов, которые точно стоит добавить в уголок потребителя ресторана и кафе.

Подробнее

1. Информация о заведении:

  • Фирменное наименование (например, ООО «Кафе №1» или ИП Иванов И.И.).
  • Коммерческое название (например, Ресторан «Одесса»).
  • ИНН.
  • Адрес.
  • Ссылка на сайт, если он есть.
  • График работы.
Рекомендация. Если режим работы изменился, не пренебрегайте обновлением информации. Гости могут пожаловаться в Роспотребнадзор, если график не соответствует действительности, ведь вы вводите их в заблуждение.

2. Копия свидетельства ОГРН или лист записи ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Тем, кто зарегистрировал компанию до 2017 года, в налоговой выдавали ОГРН. С этого документа можно сделать копию. После 2017 года такие свидетельства перестали использовать, вместо них на руки выдают лист записи ЕГРЮЛ, в котором также содержится номер ОГРН.

Если документы куда-то подевались, и ничего из этого у вас нет, дубликат записи можно получить в налоговой, где вы зарегистрированы, или через онлайн-сервисы.

Получить сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде

3. Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.

Вы можете самостоятельно распечатать текст закона из справочно-правовых систем (закон в КонсультантПлюс) или купить официальное издание в книжных и различных интернет-магазинах (например, Комус, Читай город). Важно, чтобы редакция закона была актуальной.

На сайте можно дать ссылку на закон или загрузить документ для просмотра.

4. Лицензия, если деятельность подлежит лицензированию.

Например, у вас может быть лицензия для «розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организацией общественного питания». Лучше сделать цветную копию. И обязательно должна быть не только сама лицензия, но и все приложения к ней.

5. Список контролирующих органов с адресами и телефонами.

Обычно указывают контакты местных отделений:

  • Роспотребнадзора.
  • МЧС.
  • Антимонопольной службы.
  • Органов прокуратуры.

6. Книга отзывов, жалоб и предложений.

Это очень любопытный момент. Раньше в нормативных документах было сказано, что по требованию покупателя нужно предоставить книгу отзывов, жалоб и предложений. Но с 1 января 2021 года это условие в Правилах торговли отменили, и теперь вы не обязаны этого делать. Однако, заведения должны отвечать на поступившие претензии письменно, общий срок для ответа — 10 дней. Есть случаи, когда нужно отвечать незамедлительно.

Рекомендация. Я всё же советую такую книгу в заведении иметь, на случай проверки бизнеса за более ранний период. И на сайте вы тоже можете разместить «книгу отзывов».

Вот пример, как реализована электронная «книга отзывов» на сайте семейных кафе «Андерсон»:

1.png

2.png

7. Сведения о продукте, стоимости и выходе.

По факту это меню, где вы должны также указать данные о пищевой ценности каждого блюда и напитка (белки, жиры, углеводы и калории на порцию, 100 г или другую единицу веса).

8. Весы, если цена товара определяется исходя из веса.

Например, у вас кулинария и вы продаёте салаты, гарниры на развес. Потребитель должен иметь возможность взвесить любое блюдо.

Это минимально-необходимые документы в уголке потребителя ресторана и в кафе на 2021 год. Вы можете добавить и другую полезную информацию: телефоны экстренных служб, журнал проверок и даже вашу рекламу.

Штрафы, если уголка потребителя нет или чего-то в нём не хватает

За такие нарушения можно получить штраф (ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для ИП и должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей;
  • для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

На первый раз можно отделаться предупреждением, а можно и сразу получить штраф. Поэтому лучше не рисковать, а оформить уголок потребителя по закону везде, где ведёте продажи, включая сайт.

Приложение для руководителя
Подробнее

Думаете, как увеличить поток постоянных гостей?

Используйте возможности системы автоматизации и мобильного приложения от Quick Resto:

  • В CRM вы можете настроить акции, комбо, абонементы для разных групп посетителей.
  • А через push-уведомления в мобильном приложении оповещать гостей о новых предложениях. Разработаем приложение бесплатно для вашего заведения или франшизы.

Больше о возможностях системы

Подробнее о мобильном приложении

Рубрика

Законы и новости

Редактор

Виктория Царенкова

Автор

Мария Овсеец

Дата публикации

3/15/2021

Ещё по теме

152-ФЗ и персональные данные гостей

Хотите стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?

Требуется согласие с условиями
Я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных

Мобильное приложение для гостей

Подключить
Подключить

Хочу открыть своё ресторанное дело

Что мне для этого нужно?

Узнать
Узнать

Оцените пользу Quick Resto уже сейчас

Требуется согласие с условиями
Я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных