БΛОГ

Пишем про деньги и успешные решения в ресторанном бизнесе

Все статьи - Законы и новости - Уголок потребителя в общепите

Уголок потребителя в общепите

Рубрика

Законы и новости

Редактор

Виктория Царенкова

Автор

Мария Овсеец

Дата публикации

3/15/2021

Ещё по теме

152-ФЗ и персональные данные гостей

Как его оформить в стационарном заведении, временной точке продаж и на сайте, чтобы избежать штрафов

Эксперт
Екатерина Попова
юрист, специализируется на юридических услугах для бизнеса
instagram

Все кафе, бары, рестораны, столовые должны иметь «уголок потребителя». Конкретно такого названия в законе вы не найдёте — это просто общепринятая формулировка, но есть требования к информации, которая должна быть на виду у клиента. Разбираемся с экспертом, какие документы и в каком виде нужно разместить, чтобы избежать проблем с проверяющими органами.

Как обустроить уголок потребителя

Назвать уголок потребителя вы можете как вам нравится: «Информация», «Документы», «Обратите внимание». Подойдёт и любая другая формулировка.

Никаких требований к внешнему виду «уголка» тоже нет. Единственное, что важно — документы должны быть доступны гостям заведения. Это может быть стенд на стене или папка на кольцах с документами, главное, чтобы клиент реально мог подойти к этому месту. Если уголок будет сделан, но проход к нему чем-то заставлен, проверяющие органы могут решить, что информация гостям не доступна.

Уголок потребителя нужен не только в стационарных ресторанах и кафе. Даже если у вас открыт временный «филиал», например, выездная палатка для продажи блинов на фестивале, всё равно документы из перечня должны быть. На этот случай как раз подойдёт формат папки.

Важно. Если у вашего заведения есть сайт, где можно заказать еду и напитки, уголок потребителя должен быть размещён и на нём. Все те же документы, только в онлайн-формате. Сделайте отдельную страницу на сайте, разместите документы и не забудьте добавить ссылку в навигацию — например, в подвале сайта.

Какая информация должна быть в уголке потребителя

Конкретного единого списка документов для уголка потребителя нет ни в одном законе. Упоминание о том, что должно быть доступно клиенту, есть в двух основных документах: законе «О защите прав потребителей» (Закон РФ № 2300-1) и «Правилах продажи товаров» (постановление Правительства РФ № 2463). Также иногда могут выходить постановления с дополнительными требованиями для конкретных видов бизнеса или регионов.

Ниже мы собрали список документов, которые точно стоит добавить в уголок потребителя.

Подробнее

1. Информация о заведении:

  • Фирменное наименование (например, ООО «Кафе №1» или ИП Иванов И.И.).
  • Коммерческое название (например, Ресторан «Одесса»).
  • ИНН.
  • Адрес.
  • Ссылка на сайт, если он есть.
  • График работы.

Рекомендация. Если режим работы изменился, не пренебрегайте обновлением информации. Гости могут пожаловаться в Роспотребнадзор, если график не соответствует действительности, ведь вы вводите их в заблуждение.

2. Копия свидетельства ОГРН или лист записи ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Тем, кто зарегистрировал компанию до 2017 года, в налоговой выдавали ОГРН. С этого документа можно сделать копию. После 2017 года такие свидетельства перестали использовать, вместо них на руки выдают лист записи ЕГРЮЛ, в котором также содержится номер ОГРН.

Если документы куда-то подевались, и ничего из этого у вас нет, дубликат записи можно получить в налоговой, где вы зарегистрированы, или через онлайн-сервисы.

Получить сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде

3. Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.

Вы можете самостоятельно распечатать текст закона из справочно-правовых систем (закон в КонсультантПлюс) или купить официальное издание в книжных и различных интернет-магазинах (например, Комус, Читай город). Важно, чтобы редакция закона была актуальной.

На сайте можно дать ссылку на закон или загрузить документ для просмотра.

4. Лицензия, если деятельность подлежит лицензированию.

Например, у вас может быть лицензия для «розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организацией общественного питания». Лучше сделать цветную копию. И обязательно должна быть не только сама лицензия, но и все приложения к ней.

5. Список контролирующих органов с адресами и телефонами.

Обычно указывают контакты местных отделений:

  • Роспотребнадзора.
  • МЧС.
  • Антимонопольной службы.
  • Органов прокуратуры.

6. Книга отзывов, жалоб и предложений.

Это очень любопытный момент. Раньше в нормативных документах было сказано, что по требованию покупателя нужно предоставить книгу отзывов, жалоб и предложений. Но с 1 января 2021 года это условие в Правилах торговли отменили, и теперь вы не обязаны этого делать. Однако, заведения должны отвечать на поступившие претензии письменно, общий срок для ответа — 10 дней. Есть случаи, когда нужно отвечать незамедлительно.

Рекомендация. Я всё же советую такую книгу в заведении иметь, на случай проверки бизнеса за более ранний период. И на сайте вы тоже можете разместить «книгу отзывов».

Вот пример, как реализована электронная «книга отзывов» на сайте семейных кафе «Андерсон»:

1.png

2.png

7. Сведения о продукте, стоимости и выходе.

По факту это меню, где вы должны также указать данные о пищевой ценности каждого блюда и напитка (белки, жиры, углеводы и калории на порцию, 100 г или другую единицу веса).

8. Весы, если цена товара определяется исходя из веса.

Например, у вас кулинария и вы продаёте салаты, гарниры на развес. Потребитель должен иметь возможность взвесить любое блюдо.

Это минимальные списки документов для уголка потребителя. Вы можете добавить и другую полезную информацию: телефоны экстренных служб, журнал проверок и даже вашу рекламу.

Штрафы, если уголка потребителя нет или чего-то в нём не хватает

За такие нарушения можно получить штраф (ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для ИП и должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей;
  • для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

На первый раз можно отделаться предупреждением, а можно и сразу получить штраф. Поэтому лучше не рисковать, а оформить уголок потребителя по закону везде, где ведёте продажи, включая сайт.

Приложение для руководителя
Подробнее

Думаете, как увеличить поток постоянных гостей?

Используйте возможности системы автоматизации и мобильного приложения от Quick Resto:

  • В CRM вы можете настроить акции, комбо, абонементы для разных групп посетителей.
  • А через push-уведомления в мобильном приложении оповещать гостей о новых предложениях. Разработаем приложение бесплатно для вашего заведения или франшизы.

Больше о возможностях системы

Подробнее о мобильном приложении

Рубрика

Законы и новости

Редактор

Виктория Царенкова

Автор

Мария Овсеец

Дата публикации

3/15/2021

Ещё по теме

152-ФЗ и персональные данные гостей

Хотите стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?

Согласен на обработку персональных данных

Мобильное приложение для гостей

Подключить
Подключить

Хочу открыть своё ресторанное дело

Что мне для этого нужно?

Узнать
Узнать

Оцените пользу Quick Resto уже сейчас

Согласен на обработку персональных данных
Требуется согласие с условиями