У гостей праздник, у вас − продажи
Зачем нужен праздничный декор? Ведь, казалось бы, ещё до открытия вы продумали атмосферу в ресторане «от и до». Вы точно знаете, что её прекрасно передают не только интерьер и цвет стен, но и освещение, мебель, подушки, картины и даже униформа персонала.
Не всё так просто. Люди приходят в ресторан или кафе не за тарелкой еды. Точнее, не только за ней. Они приходят за особой атмосферой: радости и веселья, романтики, уюта и так далее. Однако довольно быстро созданная вами атмосфера заведения становится для ваших гостей (особенно постоянных) чем-то привычным и будничным. Вывод: гостя нужно постоянно удивлять.
Как? Секрета здесь нет: хотите удержать клиента, регулярно давайте ему новые впечатления (и новые снимки для Instagram) в привычной для него локации.
И тут на помощь приходит праздничный декор. Декорировать ресторан к праздникам так же логично, как менять посуду, цветовую гамму текстиля и блюда в меню между сезонами. Каждый праздник призван помогать вам максимально выгодно «продавать» своё заведение, привлекая гостей и удивляя их вновь и вновь.
Давайте разбираться, как можно украсить кафе или бар к празднику, сколько нужно денег и стоит ли украшать заведение самостоятельно.
Что приходит на ум при словосочетании «праздничный декор»? Верно, Новый год. И это логично, ведь ни одну другую дату наша страна не отмечает так долго и с таким размахом.
Праздничный декор будет уместен также на День святого Валентина, 23 февраля, 8 марта, Масленицу, Пасху и время Великого поста, майские праздники, Хэллоуин.
Набора обязательных праздников не существует: вы можете составить собственный календарь. Первое, чем стоит руководствоваться, делая это – популярность праздника (хотя бы потенциальная) у вашей целевой аудитории.
Второе – специфика вашей работы. Например, рестораны китайской кухни почти всегда украшают к новому году по восточному календарю.
В тематических заведениях часто отмечают день рыбака, начало сезона охоты, открытие сезона сбора дикоросов и так далее. Один из вариантов, как украсить бар или паб, который в последние годы заходит «на ура» — декор ко Дню святого Патрика.
В заведениях с национальной кухней или большим количеством иностранных гостей смело можно использовать национальные праздники выбранной страны. Например, американский День благодарения.
Как украсить зал кафе: расставляем праздничные акценты
Праздничный декор обычно включает в себя сервировку стола и украшение самого зала. Обилие декора зависит только от ваших финансовых возможностей и размаха фантазии дизайнера.
Но есть и стандартный минимум. Обычно декораторы всегда задействуют:
-
окна и витрины – это первое, что привлекает внимание с улицы и притягивает гостей в ваш бар, кафе или ресторан;
-
фасады и входная группа усиливают эти акценты: например, необычная декорация на входе, как минимум, вызовет любопытство и желание заглянуть внутрь;
-
столы гостей – достаточно разместить тематический декор на каждом столике, и ваши гости автоматически станут частью общего праздника.
Также можно украсить потолки, лестницы, зону welcome, барную стойку, подоконники, стены и даже туалетные комнаты. Многие заведения размещают в зале тематическую фотозону для гостей.
Когда ехать за тыквой и чем наряжать ёлку?
Если говорить про новогодний декор, подготовка начинается, как минимум, за пару месяцев до праздника. Для остальных праздников обычно выделяется от 2 до 4 недель – этого времени хватает на продумывание декора и даже на разработку и внедрение специального праздничного меню.
Беспроигрышные варианты праздничного декора для ресторана, бара, кафе
Количество и качество декора напрямую зависит от бюджета, который заведение готово на него выделить, и выделенного времени на оформление. Разумеется, не менее важно, есть ли в вашем заведении человек с чувством прекрасного и желанием делать что-то своими руками. Ведь в этом случае интерьер может постоянно играть сменой декора при минимальных затратах.
Поэтому кто-то просто оформляет гостевые столики, а кто-то разрабатывает целый дизайн-проект. Правило здесь только одно: праздничное оформление должно вписываться в общую концепцию заведения.
К примеру, на Пасху беспроигрышным вариантом станет обыгрывание весенней темы: композиции из зелёной травы, первоцветов и яиц пастельных оттенков. В то же время никто не мешает вам покрасить яйца в черный или красный цвет, если это вписывается в концепцию вашего заведения.
Если на Хэллоуин вы не готовы расставлять по залу скелеты и развешивать огромные паутины, на помощь придут яркие тыквы и свечи (как обычные, так и светодиодные).
Кстати, когда бюджет небольшой, декораторы советуют обратиться именно к праздничному освещению: новые световые решения, гирлянды, свечи, неон создадут правильные акценты и передадут настроение. Это правило работает для любого праздника.
Важно: развешивать десятки метров безумно мерцающих разноцветных гирлянд – уже давно моветон. Лампочки должны давать ощущение тайны, а не раздражать. Используйте мягкий тёплый свет и избегайте режима интенсивного «моргания». Погружайте гостя в праздник тонко и тактично.
Живые цветы будут уместны не только на 8 марта, но и на День святого Валентина и станут отличной альтернативой плюшевым сердцам и обнажённым ангелкам.
Часто создать атмосферу праздника можно даже банальной заменой униформы. Армейские ремни и фуражки на официантах – вот вам готовая идея к 23 февраля.
Главная цель всех приготовлений — чтобы гости уловили настроение праздника и приятно провели время.
Как украсить кафе самостоятельно?
Для создания праздничного декора лучше обратиться к помощи профессионалов. Дизайнер подскажет вам, как расставить акценты, соблюсти цветовую гамму и выбрать вариант декора, который с легкостью будет заменяться от праздника к празднику.
Если же ваш бюджет скромный и на дизайнера рассчитывать не приходится, а желание украсить и обновить ваше заведение есть – отправляйтесь на Pinterest. Там вы найдете огромное количество идей, которые можно воплотить даже при очень скромном бюджете (или без него).
Например, можно купить большие стеклянные вазы, они прослужат вам очень долго и станут отличной базой для смены декора: на Новый год они будут украшены ветками ели или сосны, на пасху вы сможете разложить градиентом разноцветные яйца, а весной – ставить ветки багульника или вербы.
Совет: ищите оптовые магазины флористических аксессуаров, там огромный выбор декора, горшечных и срезанных цветов по привлекательным ценам. Например, украшения к Новому году начинают продаваться уже с конца августа.
В любом случае вам пригодится этот небольшой чек-лист:
-
запланируйте чёткую программу продвижения: ваши гости должны знать, что их ждёт праздник и почему им выгодно отметить его у вас;
-
праздничное меню не должно вытеснить блюда основной кухни, любимые вашими посетителями;
-
запоминайте предложения, которые «выстрелили», и смело развивайте их в будущем;
-
дайте персоналу мотивацию: соревнованиями по продажам, премиями и т.д. (особенно если вместе с праздничным декором вы вводите в меню блюда по спецпредложению или акции для клиентов);
-
контролируйте обратную связь, оперативно реагируйте на отзывы и пожелания гостей, обязательно выясняйте, что пришлось по вкусу и чего не хватает.
Сколько тратить на декор?
Сергей Редозубов, ресторан «ФаZенда», г. Зеленоград
«Безусловно, ко всем мероприятиям рестораны должны быть украшены тематическим декором. При этом, все украшения должны иметь акцент, привязываясь к классу заведения.
Мы украшаем ресторан ко всем значимым праздникам, которые регулярно отмечаются в течение года. Новый год, День всех влюблённых, 23 февраля, 8 марта, майские праздники. Хэллоуин лично я не очень люблю, но он плотно вошёл в нашу жизнь, поэтому, да, и на Хэллоуин тоже. Обычно это акцентные моменты в виде небольших выносных подсвечиваемых баннеров, размещённых на входе, настольные конструкции. На 23 февраля акцент на форму официантов: 2-3 тельняшки, пилотки, георгиевские ленты.
Считаю, что главная задача − показать, что ресторан тоже имеет отношение к празднику. Мы всегда украшаем сами. Я ориентируюсь на свой вкус, ощущения, опыт подготовки праздников. К примеру, прошедшая новогодняя ночь была запланирована, как «Голубые огоньки» разных десятилетий: от 50-ых годов прошлого века до нашего времени. Соответственно, праздничный декор был стилизован под это.
Ставлю задачу не только пиар-менеджеру, но и шеф-повару: фронтовая каша на 23 февраля, сердечки на день всех влюблённых – обязательная часть праздничной атмосферы. Расставляем акценты: в очень небольших или в очень больших количествах. В зависимости от конкретного праздника.
Подготовка, конечно, начинается заранее. Например, 25 ноября у нас уже должен быть накрыт зал к новому году. Чем раньше сделаем, тем быстрее создадим новогоднее настроение, тем лучше это отразится на среднем чеке. Для остальных праздников обычно хватает 2-3 недель на подготовку, ведь главное: дать анонс. Разумеется, если мы планируем под праздничную дату выступление звёзд, то подготовка начинается, как минимум, за три месяца.
Праздничный декор для стандартного кафе на 110-120 посадочных мест обычно обходится в 15-20 тысяч рублей. Новый год, в среднем, в 30-40 тысяч: даже если есть штатные украшения, их необходимо ежегодно обновлять и дополнять».
Ахмед Тлимахов, кафе «Домашняя кухня №1», Москва
«Считаю, что заведение нужно обязательно украшать к праздникам: к новогодним, как минимум. Мы открылись прямо перед Новым годом, поэтому это – первый праздник, который мы встречали вместе с гостями.
Конечно, наверное, лучше всего приглашать дизайнера. Но это зависит от финансовых возможностей и фантазии владельца. Например, у меня с фантазией всё в порядке, идей хватает, поэтому мы всё делали сами.
Считаю, что украшать надо так, как ты сам видишь. Ведь конкретных правил в праздничном декоре нет. И потом, я хочу, чтобы это было что-то индивидуальное. Мне было бы неприятно повторять за кем-то.
Для новогоднего декора нашего кафе мы использовали гирлянды, ёлку, игрушки, мишуру. Потратили около 5 000 рублей.
Про остальные праздники пока не думал. Если и будет какой-то декор, то точно в тематике праздника. У нас небольшое кафе, поэтому какие-то специальные блюда вводить в меню не будем. А вот интересные праздничные акции для посетителей продумаем обязательно».
Павел Фомин, маркетолог сети шашлык-баров «Антрекот», г. Иркутск
«Украшать, конечно, нужно. Это делается для создания праздничной атмосферы в любом заведении. Без неё «не прикольно». Другое дело, что мы украшаем наши заведения только на Новый год. Что касается всех остальных праздников, я считаю, глупо тратиться ради одного дня. Интерьер изначально должен быть хорош, чтобы не приходилось потом заниматься подобным «украшательством».
У нас сеть, четыре заведения, поэтому для новогоднего декора мы специально приглашаем дизайнера. Так проще и это правильно, на мой взгляд. Задаём направление: что мы хотим увидеть, а дизайнер уже продумывает проект под нас, чтобы это вписывалось в интерьер баров. Например, украшения должны быть в определённом стиле: дерево, верёвочки и так далее. От этого и отталкиваемся. Несколько лет подряд работаем с одной и той же компанией, внутри нашей компании тоже есть конкретный сотрудник, который отвечает за праздничный декор.
Большинство заведений находятся в торговых центрах, поэтому все условия по срокам праздничного оформления диктуют управляющие компании. Раньше определенной даты снять не можем, позже – тоже. Как правило, украшаем за полтора месяца до Нового года, убираем до конца января. В среднем, праздничный декор одного шашлык-бара обходится нам в 50-70 тысяч рублей. В зависимости от площади зала».
Бонус для тех, кто дочитал до конца
Когда убирать ёлку и выносить светильники Джека? Строгих правил по смене праздничного декора на повседневный не существует. К примеру, в Европе, где главным праздником всё же считается Рождество, а не Новый год, большинство украшений исчезает уже в первые дни января. В отдельных европейских городах (в основном, с большим потоком туристов) новогодний декор в заведениях и на улицах можно застать и в середине января. В России рождественские венки и ёлки будут постепенно исчезать из ресторанов до конца января, а в национальных республиках (которые отмечают ещё и «третий» новый год – по восточному календарю) новогодняя атрибутика может смело задержаться на 1,5-2 месяца.
Что касается остальных праздников, цветы с 8-го марта, как правило, могут постоять ещё 3-4 дня. А вот Пасхи, крашеные яйца, сердца и светильники Джека лучше убирать уже на следующий день.
Как видите, праздничный декор заведения можно сделать и без приглашения дизайнера, и при скромном бюджете. Но при этом ваши гости всё равно будут понимать, что вы причастны к празднику и разделяете его с ними. А ещё: что вы очень старались, чтобы подарить им приподнятое настроение и праздничную атмосферу.
Забота о клиентах может стоить не так дорого, но при этом она способна существенно повысить средний чек заведения. И перевести многих ваших клиентов в разряд постоянных.
До ближайшего праздника около месяца: вы как раз успеваете применить этот материал на практике и подготовить праздничный декор для своего заведения.