Меню — такой же коммуникационный канал с гостями, как интерьер или ваши официанты, при этом он самый живой и динамичный. С чего начать написание продающего меню и как его оформить — давайте разбираться.
Концепция меню
Что должно быть и чего не должно быть в продающем меню? Важной отправной точкой в поиске ответа на этот вопрос станет ваша концепция и запрос целевой аудитории, который вы планируете удовлетворить. Проще говоря, если у вас кафе с хот-догами, не стоит делать раздел с хумусами и наоборот.
Разделы меню должны по смыслу дополнять друг друга: мыслите принципами комплиментарности. К хот-догам хорошо подойдут вариации на тему картофеля фри, салаты в американском стиле (от коул слоу до «Цезаря» и новомодного кейла), а также милкшейки и маффины на десерт.
Это, конечно, очень примитивный сценарий, но он иллюстрирует одно простое правило: чтобы нарушать правила, нужно сначала научиться по ним играть. В переводе на ресторанную специфику это означает, что сначала вы должны создать каркас меню со всеми необходимыми традиционными элементами и только потом начать прикручивать к нему авторские вариации на тему.
Группировка позиций
Как сгруппировать позиции в меню так, чтобы это было логично, понятно, а главное — хорошо продавалось? Можно пойти по самому распространённому пути – по принципу «первое, второе, третье и компот», то есть разложить все по закускам, салатам и основным, но, согласитесь, это достаточно скучно и немножко веет гастрономическим мавзолеем.
Хорошим тоном считается выделить в меню специалитеты — те блюда, которые являются ключевыми для концепции и особенно удачными. В предыдущем примере с хот-догами это, собственно, хот-доги, в случае с пиццерией — это пицца, в стейк-хаусе — стейк и так далее.
Раздел специалитетов вопреки традиции нашего советского прошлого можно и нужно ставить в начало или центр меню (смотря какую вы выбрали верстку), даже если это не блюдо, с которого гости начинают трапезу. Задача меню — продать гостю именно ваш специалитет, а не пирожок с вишней, который попал в меню случайно и совсем не является вашей сильной стороной.
Вокруг раздела специалитетов, с поправкой на концепцию, хорошо бы устроить раздел ультра-комплиментарных блюд, которые гость сможет заказать по более выгодной для себя цене, если закажет одновременно к специалитету. При правильно выставленной цене это позволит увеличить вашу маржу. В случае с хот-догами комплиментарной позицией будет условный картофель фри, в случае со стейками — гарнир, при заказе пиццы это, конечно, дополнительный топпинг.
«Второстепенные» разделы и авторские вариации
Уделив главное внимание специалитетам, окружайте их «второстепенными» разделами с блюдами, которые могут оказаться у гостя на одном столе. Если вы отходите от классических рецептов известных блюд (например, делаете черный «Цезарь» как когда-то Уильям Ламберти в «Угольке»), обязательно расшифровывайте отличия, чтобы гость не ожидал получить при заказе этого блюда классику.
Управление ожиданиями гостя — вообще крайне важная вещь для успеха. Люди не любят сюрпризы, особенно если это касается еды. Авторские вариации (или как их сейчас любят назвать «блюда от шеф-повара») можно смело выносить в отдельный раздел, на котором также можно сделать акцент. Главное при этом определиться, какой из акцентов важнее, чтобы не вводить гостя в ступор от пестроты в вашем меню.
Если предпочтения вашей целевой аудитории неоднородны (такое часто бывает в случае, если она состоит из нескольких целевых групп), уделите внимание драйверам потребления каждой группы. Возможно, ваши мясоеды часто ходят рука об руку с ЗОЖниками, и стоит ввести в меню несколько облегчённых салатов и рыбных блюд несмотря на то, что у вас классический стейк-хаус.
Визуальное оформление и вёрстка продающего меню
Визуальное оформление меню должно соответствовать фирменному стилю заведения. Присутствие логотипа и декоративных элементов фирменного стиля крайне желательно — это помогает закрепить узнаваемость бренда у гостя, ведь на меню он смотрит дольше всего из всех элементов визуального дизайна. Помогите его мозгу запомнить именно вас.
Внутри каждого раздела убедитесь в том, что все известные и понятные блюда стоят не на первых местах — их и так найдут и закажут, иногда даже если их номинально нет в меню. На первых и последних местах (именно на них по исследованиям чаще всего обращают внимание гости, бегло изучающие меню) должны стоять позиции, отвечающие концепции, в том числе и своей ценой, а также обладающие достаточно высокой маржинальностью для бизнеса. Выбивающиеся позиции «прячьте» посередине — так они будут меньше бросаться в глаза.
При наименовании блюд избегайте таинственности: в еде, в отличие от женщины, загадок быть не должно. При перечислении ингредиентов блюда, входящих в название, указывайте прежде всего те, которых в блюде больше, поскольку от салата с моцареллой гость будет ожидать этот молодой сыр в качестве одного из главных героев, а не украшения.
Неплохо также указывать аллергены, даже если в блюде мало, ведь гостю не всегда будет удобно об этом спросить или же он может их просто не узнать в составе соуса. Управление ожиданиями — важная часть процесса на пути ко всеобщему удовольствию, а главное — хорошим чаевым и возврату гостя впоследствии.
Еще одним правилом хорошего тона при составлении продающего меню считаются отметки — по ним гость сможет идентифицировать нехарактерно острые для заведения блюда (что часто помогает предотвратить скандал), вегетарианские, диетические, безглютеновые позиции. Такие значки — хороший способ «спрятать» помогающие продажам отметки «новое блюдо» или «хит» — неизменные стимулы продаж.
При вёрстке меню убедитесь, что читабельность шрифта и его размер соответствует вашей целевой аудитории и освещению в заведении. Никому не хочется рассматривать меню в полумраке с помощью фонарика в телефоне.
Также немаловажна стилистика текста, которую вы выберете для изложения меню. Важно говорить с гостем на его языке. Короткие или длинные подробные названия, вокабуляр, которым описывается блюдо — все это может как поспособствовать зарождающейся любви гостя, так и оттолкнуть.
Не забывайте о том, что меню — это краткое изложение всей проделанной вами работы. То, как вы подадите в нем информацию, как представите ресторан, во многом зависит дальнейшее впечатление гостя. Меню формирует ожидания, оно предваряет реальность, создает фантазию.
И, безусловно, нужно всеми силами стремиться к тому, чтобы фотографии «до» и «после» не стали материалом для ещё одной версии знаменитого мема «ожидание/реальность».
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!Статьи по теме
Популярные статьи
Законы