Окрошка — летом, зимой — варенье: народ и прибыль в заведении
Ваш шеф-повар готовит лучший «Цезарь» в городе? Мы за вас рады! Отлично, когда в меню ресторана есть авторские блюда, которые обожают ваши гости. Но любая кухня, даже самая отменная, приедается, и заскучавшие посетители разбегаются по другим заведениям. Чтобы этого не случилось, периодически вносите изменения в меню.
Смена сезонов — органичный повод для гастрономических новинок. Сезонное меню в ресторане поддерживает интерес постоянных клиентов, привлекает новых и позволяет кафе или ресторану оставаться на плаву в любое время года. И вот почему.
Аргументы для сезонного обновления меню
Полезность
В блюдах по сезону максимум пользы для здоровья человека. Вы готовите их из продуктов, которые проделали самый короткий путь до тарелки гостя.
Тренд на здоровое питание сохраняется. Если ваше заведение предлагает вкусную, красивую и полезную еду, отбоя от посетителей не будет.
Экономия
Снижение фудкоста. Сезонные продукты всегда дешевле. Зачем готовить легкий летний салат из дорогущего авокадо, если прилавки ломятся от огурцов? Зачем вводить в летнее меню рагу из баклажанов, если осенью их цена в разы меньше? Учитывайте фактор сезонности и снижайте фудкост блюд!
Заготовки. Пользуйтесь сезонной дешевизной и делайте заготовки на осенне-зимний период. Фирменные варенья и компоты, соленья и лечо выгодно выделят вас среди конкурентов с их банальным оливье.
А если на банке будет красоваться этикетка с датой, логотипом ресторана и подписью шеф-повара? Гости будут рады не только продегустировать авторские заготовки в ресторане, но и купить для домашней трапезы.
Кроме того, приготовление собственных маринадов и разносолов — это способ обеспечить работой коллектив заведения в низкий сезон. В период затишья многие рестораторы отправляют персонал в отпуск без особой надежды собрать всех обратно. Оставшиеся работники теряют интерес и навыки от вынужденного безделья. Заготовки помогают решить эту кадровую проблему.
Физиология
Меняется погода — меняются вкусовые предпочтения гостей: в игру вступает физиологический фактор. Только неопытные рестораторы игнорируют его и предлагают, к примеру, в июле наваристую солянку и горячий чай без сезонных альтернатив.
Зима. При низких зимних температурах и просто в холодном климате организму требуются дополнительные силы и энергия. Пользуются спросом сытные мясные блюда и горячие напитки, чтобы согреться и уберечься от простудных заболеваний.
Весна. Растёт температура на столбиках термометров — аппетиты гостей снижаются. Организм готовится к лету, ему уже не нужны высококалорийная пища и большие порции. Простые в приготовлении блюда без тяжелых ингредиентов становятся основой весеннего рациона.
Лето. С наступлением знойных дней душа и тело просят освежающих напитков и лёгких детокс-продуктов с хорошим запасом полезных нутриентов.
Осень. Предпочтения опять сдвигаются в сторону плотных и сытных блюд. Организму уже недостаточно овощного салата, он требует хорошую белковую добавку. Блюда из осеннего меню лучше тушить и запекать — это лучший вариант для угощения гостей с сезонным обострением гастрита, что в наши дни не редкость.
Психология
Редкие заведения удерживают интерес клиента, если изо дня в день предлагают одни и те же блюда. «Эффект новизны» удерживает старых клиентов, а любопытство привлекает новых – в заведения с особыми сезонными предложениями.
Кроме того, люди ассоциируют времена года с определённой едой и напитками: осень — с грибным меню и глинтвейном, лето — с лёгкими коктейлями и клубникой. Если эти сезонные предложения есть в заведении, вас будут выбирать на эмоциональном уровне.
Персонал в тонусе
Создание сезонного меню — хороший способ взаимодействия с персоналом. Вы устраиваете «мозговой штурм», вместе придумываете новинки, обсуждаете варианты, дегустируете. Тем самым объединяете коллектив и вносите разнообразие в монотонные будни.
Реклама заведения
Нередко ресторанные smm-специалисты и маркетологи ломают головы над тем, как выделить заведение среди конкурентов и обеспечить поток посетителей. Придумывают стимулирующие акции, посты для соцсетей, которые зачастую не работают из-за их надуманности и вычурности. Новое сезонное меню — это естественный новостной повод, который привлечёт внимание к вашему кафе или ресторану.
Следите за погодой и предлагайте вашим гостям гуляш по-венгерски и имбирный чай в зимний морозный вечер или фруктовый мохито в знойный полдень. Угадывайте и закрывайте насущные потребности клиентов, и ваши сезонные предложения всегда будут востребованы.
Сайт и соцсети. Самая удобная площадка для презентации нового меню: место для фотографий и описаний блюд не ограничено.
Реклама в заведении. Рассказывайте о летних воздушных десертах или брутальных зимних напитках с экранов телевизоров в вашем заведении, помещайте информацию на менюхолдерах, вкладышах или отдельных страницах в меню.
Биллборды. Размещайте рекламу вашего сезонного меню на уличных носителях для того, чтобы привлечь потенциальных клиентов.
Идеи сезонных предложений
Зимнее меню
Русская зима — это мороз, снег, череда праздников и выходных. Еда на столе должна быть горячей, сытной и богатой. В меню на этот период отдайте предпочтение густым брутальным похлёбкам и супам: борщ, солянка, харчо и рассольник по-домашнему — согреют и насытят ваших гостей.
В фаворитах также тёплые салаты, горячие закуски, рагу, мясо на углях, стейки, самолепные пельмени с мясным и рыбным фаршем. К столу придутся и летние заготовки: хрустящие маринованные огурчики и квашеная капуста с клюквой на закуску, брусничное варенье на десерт. Порадует посетителей домашний хлеб с сыром и тёплая выпечка: расстегаи и пироги с мясными и ягодными начинками.
Напитки покрепче: имбирный чай, кофе, терпкие вина, горячие коктейли, пунш, глинтвейн, настойки на орехах и ягодах.
Весеннее меню
Что предложить гостю в весенний период после тяжёлых зимних блюд и масленичных блинов? В топе будут молодой картофель с зеленью, первые весенние грибы, салат из редиса и других ранних овощей, супы из крапивы и щавеля. Эти лёгкие блюда отлично вписываются и в концепцию постного меню, его сейчас предлагает любое уважающее себя заведение общепита.
Летнее меню
В это время года предлагайте гостям заведения холодные супы: окрошку, гаспачо, ботвинью, холодник, куксу. На десерт — свежие фрукты и ягоды, а также приготовленные на их основе сорбеты, мороженое и желе.
Среди прохладительных напитков на «ура» идут пиво, квасы, лимонады, лёгкие фруктово-ягодные десертные и алкогольные коктейли. Добавляйте такие напитки, составляя сезонное меню кофейни на лето.
Осеннее меню
С наступлением первых осенних холодов количество лёгких овощных салатов и фруктовых десертов уменьшается, а запечённых или на гриле овощей, мяса и рыбы становится больше. Популярностью в это время года пользуются охотничьи трофеи, грибные блюда, овощные рагу, тыквенный суп, тёплые салаты с потрошками.
Горячий кофе и глинтвейн — излюбленные осенние напитки — поднимают настроение, бодрят и согревают.
Создание сезонного меню
Сезонные предложения вводятся четыре раза в год (рекомендуемые месяцы: сентябрь, декабрь, апрель, июнь) таким образом, чтобы в первый день нового сезона обновленное меню уже работало. Делайте всё заблаговременно: от идеи нового блюда до его фотографии в инстаграме гостя может пройти один-два месяца.
Этапы создания сезонного предложения:
1.Анализ. На этом этапе отдел маркетинга анализирует, какие блюда должны покинуть меню в новом сезоне, а какие — в нём появиться. Для исключения блюд-аутсайдеров используется ABC-анализ.
ABC-анализ в ресторанном бизнесе помогает определить, на каких позициях в меню заведение заработало больше и меньше всего. Источник данных — отчет по продажам из системы автоматизации. Данные сортируются, позиции в меню образуют три группы:
А — блюда с высокими показателями по продажам;
B — блюда со средними показателями по продажам;
С — блюда с низкими показателями по продажам.
Как правило, сезонные новинки появляются в меню за счёт исключения из него блюд группы С.
2.Обсуждение. Далее к планированию сезонного меню подключается отдел производства: шеф-повар, шеф-кондитер, главный технолог. Вместе с маркетологами и руководством заведения они рассматривают и обсуждают модные веяния, универсальные предложения типа окрошки и собственные наработки. Окончательное предложение выдает шеф-повар.
3.Дегустация. Фокус-группа, в составе которой шеф-повар, персонал и знакомые заведения, проводит дегустацию новых блюд. Дегустаторы общим решением могут забраковать некоторые позиции и не внести их в окончательный вариант меню.
4.Расчёт себестоимости. Технолог рассчитывает себестоимость выбранных позиций. Если полученные значения не устраивают, корректирует рецепт и технологию приготовления. Окончательный вариант попадает в меню и предлагается гостям.
Сезонное меню в ресторане и кафе не просто освежает и дополняет основные позиции. Для рестораторов — это эффективный маркетинговый приём и способ экономии, для поваров — возможность продемонстрировать фантазию и мастерство.
С сезонным меню стол всегда будет ярким, разнообразным и привлекательным по цене. Это ли не повод для гостей возвращаться к вам снова и снова! Формируйте у посетителей привычку проводить время в вашем заведении, и вы защитите свой бизнес от любых сезонных колебаний.