Окрошка — летом, зимой — варенье: народ и прибыль в заведении
Ваш шеф-повар готовит лучший «Цезарь» в городе? Мы за вас рады! Отлично, когда в меню ресторана есть авторские блюда, которые обожают ваши гости. Но любая кухня, даже самая отменная, приедается, и заскучавшие посетители разбегаются по другим заведениям. Чтобы этого не случилось, периодически вносите изменения в меню.
Смена сезонов — органичный повод для гастрономических новинок. Сезонное меню в ресторане поддерживает интерес постоянных клиентов, привлекает новых и позволяет кафе или ресторану оставаться на плаву в любое время года. И вот почему.
Аргументы для сезонного обновления меню
Полезность
В блюдах по сезону максимум пользы для здоровья человека. Вы готовите их из продуктов, которые проделали самый короткий путь до тарелки гостя.
-
Тренд на здоровое питание сохраняется. Если ваше заведение предлагает вкусную, красивую и полезную еду, отбоя от посетителей не будет.
Экономия
Снижение фудкоста. Сезонные продукты всегда дешевле. Зачем готовить легкий летний салат из дорогущего авокадо, если прилавки ломятся от огурцов? Зачем вводить в летнее меню рагу из баклажанов, если осенью их цена в разы меньше? Учитывайте фактор сезонности и снижайте фудкост блюд!
Заготовки. Пользуйтесь сезонной дешевизной и делайте заготовки на осенне-зимний период. Фирменные варенья и компоты, соленья и лечо выгодно выделят вас среди конкурентов с их банальным оливье.
А если на банке будет красоваться этикетка с датой, логотипом ресторана и подписью шеф-повара? Гости будут рады не только продегустировать авторские заготовки в ресторане, но и купить для домашней трапезы.
-
Кроме того, приготовление собственных маринадов и разносолов — это способ обеспечить работой коллектив заведения в низкий сезон. В период затишья многие рестораторы отправляют персонал в отпуск без особой надежды собрать всех обратно. Оставшиеся работники теряют интерес и навыки от вынужденного безделья. Заготовки помогают решить эту кадровую проблему.
Физиология
Меняется погода — меняются вкусовые предпочтения гостей: в игру вступает физиологический фактор. Только неопытные рестораторы игнорируют его и предлагают, к примеру, в июле наваристую солянку и горячий чай без сезонных альтернатив.
Зима. При низких зимних температурах и просто в холодном климате организму требуются дополнительные силы и энергия. Пользуются спросом сытные мясные блюда и горячие напитки, чтобы согреться и уберечься от простудных заболеваний.
-
Весна. Растёт температура на столбиках термометров — аппетиты гостей снижаются. Организм готовится к лету, ему уже не нужны высококалорийная пища и большие порции. Простые в приготовлении блюда без тяжелых ингредиентов становятся основой весеннего рациона.
Лето. С наступлением знойных дней душа и тело просят освежающих напитков и лёгких детокс-продуктов с хорошим запасом полезных нутриентов.
Осень. Предпочтения опять сдвигаются в сторону плотных и сытных блюд. Организму уже недостаточно овощного салата, он требует хорошую белковую добавку. Блюда из осеннего меню лучше тушить и запекать — это лучший вариант для угощения гостей с сезонным обострением гастрита, что в наши дни не редкость.
Психология
Редкие заведения удерживают интерес клиента, если изо дня в день предлагают одни и те же блюда. «Эффект новизны» удерживает старых клиентов, а любопытство привлекает новых – в заведения с особыми сезонными предложениями.
Кроме того, люди ассоциируют времена года с определённой едой и напитками: осень — с грибным меню и глинтвейном, лето — с лёгкими коктейлями и клубникой. Если эти сезонные предложения есть в заведении, вас будут выбирать на эмоциональном уровне.
-
Персонал в тонусе
Создание сезонного меню — хороший способ взаимодействия с персоналом. Вы устраиваете «мозговой штурм», вместе придумываете новинки, обсуждаете варианты, дегустируете. Тем самым объединяете коллектив и вносите разнообразие в монотонные будни.
Реклама заведения
Нередко ресторанные smm-специалисты и маркетологи ломают головы над тем, как выделить заведение среди конкурентов и обеспечить поток посетителей. Придумывают стимулирующие акции, посты для соцсетей, которые зачастую не работают из-за их надуманности и вычурности. Новое сезонное меню — это естественный новостной повод, который привлечёт внимание к вашему кафе или ресторану.
Следите за погодой и предлагайте вашим гостям гуляш по-венгерски и имбирный чай в зимний морозный вечер или фруктовый мохито в знойный полдень. Угадывайте и закрывайте насущные потребности клиентов, и ваши сезонные предложения всегда будут востребованы.
Сайт и соцсети. Самая удобная площадка для презентации нового меню: место для фотографий и описаний блюд не ограничено.
Реклама в заведении. Рассказывайте о летних воздушных десертах или брутальных зимних напитках с экранов телевизоров в вашем заведении, помещайте информацию на менюхолдерах, вкладышах или отдельных страницах в меню.
Биллборды. Размещайте рекламу вашего сезонного меню на уличных носителях для того, чтобы привлечь потенциальных клиентов.
Идеи сезонных предложений
Зимнее меню
Русская зима — это мороз, снег, череда праздников и выходных. Еда на столе должна быть горячей, сытной и богатой. В меню на этот период отдайте предпочтение густым брутальным похлёбкам и супам: борщ, солянка, харчо и рассольник по-домашнему — согреют и насытят ваших гостей.
-
В фаворитах также тёплые салаты, горячие закуски, рагу, мясо на углях, стейки, самолепные пельмени с мясным и рыбным фаршем. К столу придутся и летние заготовки: хрустящие маринованные огурчики и квашеная капуста с клюквой на закуску, брусничное варенье на десерт. Порадует посетителей домашний хлеб с сыром и тёплая выпечка: расстегаи и пироги с мясными и ягодными начинками.
Напитки покрепче: имбирный чай, кофе, терпкие вина, горячие коктейли, пунш, глинтвейн, настойки на орехах и ягодах.
Весеннее меню
Что предложить гостю в весенний период после тяжёлых зимних блюд и масленичных блинов? В топе будут молодой картофель с зеленью, первые весенние грибы, салат из редиса и других ранних овощей, супы из крапивы и щавеля. Эти лёгкие блюда отлично вписываются и в концепцию постного меню, его сейчас предлагает любое уважающее себя заведение общепита.
-
Летнее меню
В это время года предлагайте гостям заведения холодные супы: окрошку, гаспачо, ботвинью, холодник, куксу. На десерт — свежие фрукты и ягоды, а также приготовленные на их основе сорбеты, мороженое и желе.
Среди прохладительных напитков на «ура» идут пиво, квасы, лимонады, лёгкие фруктово-ягодные десертные и алкогольные коктейли. Добавляйте такие напитки, составляя сезонное меню кофейни на лето.
-
Осеннее меню
С наступлением первых осенних холодов количество лёгких овощных салатов и фруктовых десертов уменьшается, а запечённых или на гриле овощей, мяса и рыбы становится больше. Популярностью в это время года пользуются охотничьи трофеи, грибные блюда, овощные рагу, тыквенный суп, тёплые салаты с потрошками.
Горячий кофе и глинтвейн — излюбленные осенние напитки — поднимают настроение, бодрят и согревают.
-
Создание сезонного меню
Сезонные предложения вводятся четыре раза в год (рекомендуемые месяцы: сентябрь, декабрь, апрель, июнь) таким образом, чтобы в первый день нового сезона обновленное меню уже работало. Делайте всё заблаговременно: от идеи нового блюда до его фотографии в инстаграме гостя может пройти один-два месяца.
Этапы создания сезонного предложения:
1.Анализ. На этом этапе отдел маркетинга анализирует, какие блюда должны покинуть меню в новом сезоне, а какие — в нём появиться. Для исключения блюд-аутсайдеров используется ABC-анализ.
ABC-анализ в ресторанном бизнесе помогает определить, на каких позициях в меню заведение заработало больше и меньше всего. Источник данных — отчет по продажам из системы автоматизации. Данные сортируются, позиции в меню образуют три группы:
А — блюда с высокими показателями по продажам;
B — блюда со средними показателями по продажам;
С — блюда с низкими показателями по продажам.
Как правило, сезонные новинки появляются в меню за счёт исключения из него блюд группы С.
2.Обсуждение. Далее к планированию сезонного меню подключается отдел производства: шеф-повар, шеф-кондитер, главный технолог. Вместе с маркетологами и руководством заведения они рассматривают и обсуждают модные веяния, универсальные предложения типа окрошки и собственные наработки. Окончательное предложение выдает шеф-повар.
3.Дегустация. Фокус-группа, в составе которой шеф-повар, персонал и знакомые заведения, проводит дегустацию новых блюд. Дегустаторы общим решением могут забраковать некоторые позиции и не внести их в окончательный вариант меню.
4.Расчёт себестоимости. Технолог рассчитывает себестоимость выбранных позиций. Если полученные значения не устраивают, корректирует рецепт и технологию приготовления. Окончательный вариант попадает в меню и предлагается гостям.
Сезонное меню в ресторане и кафе не просто освежает и дополняет основные позиции. Для рестораторов — это эффективный маркетинговый приём и способ экономии, для поваров — возможность продемонстрировать фантазию и мастерство.
С сезонным меню стол всегда будет ярким, разнообразным и привлекательным по цене. Это ли не повод для гостей возвращаться к вам снова и снова! Формируйте у посетителей привычку проводить время в вашем заведении, и вы защитите свой бизнес от любых сезонных колебаний.