Содержание
- Отмена пречеков
- Как выявить махинации с пречеками
- Как предотвратить махинации с отменой заказов и пречеков
- Начисление бонусов на фейковый аккаунт
- Как выявить махинации с бонусами
- Как предотвратить махинации с бонусами
- Выручка мимо кассы
- Как проверить нарушения по работе с кассой
- Сговор персонала
- Как предотвратить сговор и махинации в бэк-офисе
Сразу скажу, что не все «опасные» или сомнительные операции, о которых мы будем говорить дальше, это обязательно махинации. В одном случае это будет совершенно обоснованное действие, в другом — злоупотребление со стороны сотрудников.
Даже если возникла удобная для махинации ситуация, не каждый этим воспользуется. Чаще персонал дорожит работой или репутацией. Но не все сотрудники и не всегда.
Пример: гости попросили пречек, официант его выбил, а потом отменил. Если гости решили заказать что-то ещё, отмена пречека — обоснованное действие, чтобы добавить позиции в финальный счёт. В каком случае это будет махинация, мы рассмотрим дальше.
Отмена пречеков
- Махинация с полной отменой заказа. Суть махинации: сотрудник видит оплату наличными, отдаёт гостю пречек вместо чека и отменяет заказ. Наличные деньги забирает себе. Когда позже другой гость закажет ту же позицию и расплатится картой, сотрудник проведёт эту оплату как за отменённый первый заказ. Отмену сотрудник «обоснует», например, тем, что гостю срочно пришлось уйти и он отказался от блюда.
- Махинация со скидками. Гость попросил пречек и расплатился по нему наличными. Суть махинации: сотрудник отменяет этот пречек, применяет к этому заказу одну из действующих скидок (как будто она положена гостю) и забирает себе наличными сумму этой скидки.
Как выявить махинации с пречеками
Все отмены пречеков можно отследить в системе автоматизации. Дальше я буду рассказывать, как это сделать на примере отчётов в Quick Resto.
Пречеки мы смотрим в разделе «Продажи» → вкладка «Пречек». Отменённые пречеки зачёркнуты: если открыть такой документ, мы видим сотрудника, который провёл отмену, и его комментарий, по какой причине это сделано. Также на вкладке «Позиции пречека» можем посмотреть блюда и напитки по этому заказу.
Важно: если в системе видим, что отменено много пречеков и это сделал один и тот же сотрудник, скорее всего, это махинации и заведение теряет выручку.
Как предотвратить махинации с отменой заказов и пречеков
Если в заведении есть управляющий, лучше всего, чтобы только он мог делать отмены, а линейному персоналу закрыть это право.
Это всё можно настроить в программе автоматизации. Для каждой должности предусмотрено несколько вариантов полномочий для работы в системе. Так, для официантов мы можем поставить запрет проводить такие потенциально опасные операции.
Начисление бонусов на фейковый аккаунт
Ещё один вид махинаций построен вокруг системы лояльности заведения, когда данные гостей вносят в систему автоматизации, чтобы начислять разные бонусы — приветственный, на день рождения, за каждый заказ.
Суть махинации: сотрудник заведения создаёт фейковый аккаунт — как будто для кого-то из реальных гостей, а на самом деле — для себя. И затем начисляет на этот аккаунт бонусы. Когда бонусов накопится достаточно, сотрудник закрывает ими счёт кого-то из гостей, кто расплатился наличными. Эти деньги сотрудник забирает себе.
Из-за такой «обналички» бонусов заведение теряет выручку, а система лояльности работает не так эффективно, как могла бы. Ведь недобросовестный сотрудник особо не рассказывает гостям про выгоды от бонусов, не предлагает им зарегистрироваться в системе лояльности или скачать приложение заведения. Ему это не выгодно.
Когда возможна махинация с бонусами
Такая махинация может произойти, когда сотрудник сам вносит и авторизует гостей в CRM-системе, где настраиваются акции, программы лояльности и ведётся работа с гостями. Делает он это через кассовый терминал.
С одной стороны, владельцу заведения удобно, когда сотрудники вносят данные гостей через терминал — не надо потом тратить на это своё время. Но с другой стороны — возникает риск махинаций.
Как выявить махинации с бонусами
Прежде всего необходимо отслеживать, как часто тот или иной гость посещает ваше заведение. Это можно посмотреть в отчёте.
В Quick Resto нужные показатели можно собрать в конструкторе отчётов (вкладка «Генератор отчётов»). Строим отчёт по всем гостям и операциям с бонусами за нужный период. Данные по каждому гостю можно раскрыть и детально посмотреть все начисления и списания бонусов.
- Проверяем, кто из гостей приходил чаще всего. Для этого сворачиваем детализацию по каждому посетителю и смотрим число операций с бонусами в последней графе. Если операций за период было неправдоподобно много, это может говорить о том, что аккаунт фейковый, и кто-то из сотрудников копит на нём бонусы для себя.
- Смотрим записи с камер видеонаблюдения в те часы, когда проводились списания и начисления бонусов по гостям с самым большим количеством посещений. Нам важно определить, что происходило на самом деле: был ли это реальный гость, принимал ли в это время кассир от кого-то наличные и списывал бонусы или это были разные гости, а сотрудник начислял себе бонусы за их покупки.
Как предотвратить махинации с бонусами
Решение 1: ограничить права сотрудников на кассовом терминале.
Для кассира мы настраиваем его права на кассовом терминале, в том числе выбираем полномочия для создания аккаунта гостя (создание клиента CRM).
Например, если выбрать состояние прав «Повторная авторизация», это «замедлит» процесс начисления и списания бонусов. Кассиру потребуется повторно авторизировать гостя, потом по камерам видеонаблюдения можно проверить — это реальный гость подошёл к сотруднику или он вносит данные в фейковый аккаунт.
Также можно настроить запрет и кассир не сможет вносить клиентов в базу. Но в этом случае есть неудобства для руководителя — придётся тратить своё время, чтобы вместо сотрудников вносить данные гостей в систему.
Решение 2: авторизация гостей через мобильное приложение.
Когда гость скачивает мобильное приложение заведения, то автоматически попадает в базу CRM. В приложении есть QR-код, по которому гость будет авторизовываться на кассовом терминале.
Как мотивировать гостей, чтобы они скачали приложение, мы рассказали в статье «Автоматизация ресторанного маркетинга: как мгновенно запускать акции и быть на связи с каждым гостем».
Выручка мимо кассы
Суть этой махинации: кассир говорит посетителям, что касса зависла. Если гости могут расплатиться наличными и не хотят ждать кассовый чек, сотрудник продаёт им блюда и напитки. До конца смены он хранит эту выручку в кассе, потом снимает Z-отчёт и вынимает из кассы те деньги, по которым не пробиты чеки.
То же самое он может делать с X-отчётом, который снимается в течение дня без гашения. Такая махинация возможна, когда у должности «кассир» есть права на закрытие смены и печать X-отчёта.
С одной стороны, для владельца заведения удобно, когда кассир сам закрывает смену: сотрудник будет сдавать деньги «копейка в копейку», а вам не придётся приезжать в ресторан для снятия Z-отчёта, считать выручку после каждой смены или привлекать для этого других лиц.
С другой стороны — это серьёзный риск штрафов за нарушение правил работы с кассой по 54-ФЗ.
Как проверить нарушения по работе с кассой
- Смотрим видео с камер наблюдения. Можно их просмотреть в ускоренном режиме — все ли операции проходят по кассе, как сотрудник закрывает смену и снимает X-отчёт.
- Анализируем данные инвентаризации. По результатам проверки обычно должно идти небольшое расхождение — это норма для общепита: зерна положили на 1 г больше, молоко немного пролили, при готовке получилось больше отходов, чем обычно — это всё скажется на результатах инвентаризации. Но если по инвентаризации всё сходится идеально, вероятно, что кто-то из сотрудников искусственно выводит показатели.
Сговор персонала
Теперь поговорим про махинации сотрудников, которые могут вносить данные напрямую в бэк-офис системы автоматизации — заполнять там техкарты, отражать приход продуктов от поставщика, настраивать списания и т.д.
Обычно в бэк-офисе работают бухгалтер, технолог, шеф-повар и менеджер. И если кто-то из этих работников окажется недобросовестным, то возможны разные махинации с данными настроек учёта. Рассмотрим две из них.
- Блюда мимо кассы. Выше я рассказывал о ситуации, когда сотрудник просто не печатает чек на блюдо. Сейчас расскажу про более сложный вариант махинации, когда в сговор вступают несколько сотрудников.
Например, в порцию тёплого салата входит 200 г мяса. А технолог намеренно забивает в техкарту 220 г. Таким образом после продажи каждой порции салата будет образовываться излишек мяса, из которого повар будет готовить блюда, которые официант будет продавать гостям «мимо кассы» — рассчитывать их по пречеку или говорить, что касса зависла и чек придётся ждать долго. При этом по инвентаризации всё будет нормально сходиться. - Сговор с поставщиком. Рассмотрим такой пример — кафе заказывает куриную грудку по цене 200 рублей за килограмм у определённого поставщика. Другой поставщик выходит на бухгалтера кафе и предлагает схему: он поставляет грудку по 230 рублей, при этом даёт бухгалтеру «кэшбэк» с каждой поставки.
Читай письма
Как предотвратить сговор и махинации в бэк-офисе
Прежде всего необходимо провести аудит должностных обязанностей — посмотреть, чем занимается каждый сотрудник и какие у него права в системе автоматизации. Все нерелевантные должности работника права надо закрыть. Например, у бухгалтера не должно быть прав на работу с техкартами, если это делает шеф-повар или технолог.
Можно построить бизнес-процессы таким образом, чтобы все существенные изменения в систему вносились только после согласования. Но для этого нужно периодически проводить ревизию и сравнивать данные — что было до и после внесения изменений, всё ли отражено так, как было согласовано.
Рекомендация. Если есть такая возможность, сотрудников офиса лучше разместить отдельно от помещения ресторана или кафе, чтобы они не пересекались с работниками зала и кухни и приезжали только на инвентаризацию. Как вариант, нанять бухгалтера на аутсорсе. Это снижает риск возникновения сговора.
Аудит инвентаризации и бизнес-процессов
С помощью аудита, который проводят сторонние специалисты, можно выявить самые разные случаи «предприимчивости» сотрудников. Аудиторы проверяют данные системы автоматизации, бизнес-процессы, анализируют видео с камер наблюдения, дают рекомендации, как можно избежать таких проблем для бизнеса в дальнейшем.
Даже если все сотрудники добросовестно исполняют обязанности, такая ревизия поможет выявить ошибки, из-за которых возникают, например, серьёзные расхождения по инвентаризации.
Подробнее о том, как аудит бизнеса поможет не терять деньги, мы рассказали в статье.
И ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ
Ну все погнали!
Содержание
- Отмена пречеков
- Как выявить махинации с пречеками
- Как предотвратить махинации с отменой заказов и пречеков
- Начисление бонусов на фейковый аккаунт
- Как выявить махинации с бонусами
- Как предотвратить махинации с бонусами
- Выручка мимо кассы
- Как проверить нарушения по работе с кассой
- Сговор персонала
- Как предотвратить сговор и махинации в бэк-офисе
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!