БΛОГ

Пишем про деньги и успешные решения в ресторанном бизнесе

Все статьи - Законы и новости - Маркировка в общепите в 2022 году: что делать, чтобы не получить штраф

Маркировка в общепите в 2022 году: что делать, чтобы не получить штраф

Рубрика

Законы и новости

Редактор

Виктория Царенкова

Дата публикации

2/2/2022

Ещё по теме

Система Меркурий — работа с документами и ответы на частые вопросы

С этого года ресторанному бизнесу придётся отчитываться за продажу молочной продукции — начнут действовать новые требования к маркировке. Разбираемся, зачем нужна маркировка в общепите, как с ней работать в 2022 году и какие изменения будут в 2023 году. В конце статьи — ссылка на вебинар, который поможет разобраться в нюансах этого процесса.

Вступайте в Телеграм-чат для рестораторов и экспертов HoReCa: в чате обсуждаем открытие и развитие бизнеса в ресторанной индустрии.

Вы сможете задавать вопросы коллегам, искать поставщиков и партнёров, получать полезную для бизнеса информацию.

Перейти в чат

Для чего нужна маркировка в общепите и когда начинаем с ней работать

Посредством маркировки государство контролирует оборот и качество ряда товаров в цепочке «от производителя до выбытия конечным потребителям». Мы рассмотрим нюансы маркировки молочной продукции и воды — именно они касаются общепита. Сразу скажем, что отчитываться за продажу каждой чашки кофе с молоком вам не придётся.

Общие принципы маркировки и прослеживаемости товаров: производитель наносит на молочную продукцию и упакованную воду цифровой код, движение которого отслеживается через национальную систему маркировки «Честный ЗНАК». Кафе, рестораны и другие точки общепита должны зафиксировать приёмку маркированного товара и в отдельных случаях — его продажу конечным потребителям (гостям заведения). Задача общепита в этой цепочке — подтвердить, что товар выводится из оборота.

Этапы маркировки продукции. Для производителей и импортёров «молочки» они стартовали с 1 июня 2021 года. Для общепита нам важны следующие даты и этапы участия в обороте маркированных товаров:

  • До 1 сентября 2022 года заведения при приёмке обязаны проверять наличие кода маркировки на молочной продукции и упакованной воде. Если маркировка отсутствует, то принимать товар запрещено, его необходимо вернуть поставщику.
  • С 1 сентября 2022 года следует отражать выбытие через кассу определённых позиций. Подробнее это рассмотрим дальше.
  • С 1 декабря 2023 года для точек общепита начинает действовать правило объёмно-сортового учёта и обязанность по отражению приёмки товаров в системе «Честный ЗНАК».

Две последние даты установлены для молочных продуктов, сроки начала работы с маркированной водой разберём отдельно, так как они стартуют позже.

Дальше мы подробнее рассмотрим, какой порядок работы с промаркированными товарами станет обязателен в начале осени и как предстоит работать с системой «Честный ЗНАК» в 2023 году.

Маркировка молочной продукции в общепите

Требования к маркировке молочной продукции утверждены в Постановлении Правительства от 15.12.2020 №2099. Заведения общепита обязаны проверять цифровой код и следовать определённым правилам учёта таких продуктов (отражение в системе «Честный ЗНАК» и выбытие через кассу).

Какая молочная продукция подлежит маркировке:

  • Со сроком годности более 40 суток: сыры, мороженое, молоко сгущённое, молоко стерилизованное, масло и другие.
  • Со сроком годности 40 суток и менее: сметана, молодые сыры, творог, молоко пастеризованное, ряженка, масло, йогурт и другие.

На что ориентируемся, принимая молочные продукты от поставщиков

На срок годности, который указан на упаковке товара, и на коды продукции по классификатору ТН ВЭД ЕАЭС, а также ОКПД 2.

При этом учитываем письмо Минпромторга по маркировке. Согласно этим разъяснениям, обязательна маркировка продукции по ТН ВЭД ЕАЭС с кодами 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2105 00, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0.

Изначально запланированные сроки начала работы с маркированной продукцией в 2022 году были изменены, актуальные даты мы привели выше.

Ответим на вопрос «можно ли использовать для учёта маркированной продукции только Меркурий?». Нет, пока это не предусмотрено, но ведётся работа соответствующими ведомствами по реализации документооборота «через одно окно», чтобы по каждой поставке сотрудникам общепита не приходилось заходить отдельно в системы «Меркурий» и «Честный ЗНАК».

Маркировка воды: сроки для ресторанного бизнеса

Контроль питьевой воды в упаковке распространяется на природные и искусственные минеральные воды, питьевые природные воды, газированные без добавления сахара, других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, купажированные. Правила работы для всех участников производства и торговли установлены в Постановлении Правительства от 31.05.2021 №841.

Сроки начала работ с маркированной продукцией:

  • с 1 ноября 2022 года — необходимо настроить электронный документооборот через оператора ЭДО и протестировать его с поставщиками упакованной воды. С этой даты надо отражать в системе «Честный ЗНАК», что вы приняли на учёт упакованную воду. Больше пока ничего делать не надо.

  • С 1 марта 2023 года — необходимо отражать выбытие через кассу упакованной воды.

  • С 1 декабря 2023 года — вести электронный документооборот по объёмно-сортовому учёту в системе «Честный ЗНАК».

Какие продукты надо выводить из оборота через кассу

Выбытие через кассу необходимо делать только для той молочной продукции и воды, которую вы продаёте в закрытой (зафасованной) упаковке с маркировкой.

Например, творожок, йогурт, мороженое, питьевая вода в своей закрытой упаковке. Продаём поштучно как отдельный товар (не в составе услуги по питанию) — сканируем 2D-сканером их коды на кассе и тем самым показываем выбытие этих кодов маркировки из оборота. Сроки, когда надо работать по этому правилу, мы рассмотрели выше.

Если открываем, например, бутылку воды и подаём её со стаканом как часть заказа — через кассу такое выбытие не отражаем. Такие товары списываются по правилам объёмно-сортового учёта.

Терминал
Подробнее

Как работать в системе «Честный ЗНАК»

Выбытие продуктов через систему «Честный ЗНАК» делаем следующим образом. При приёмке вам необходимо сверить наименование и количество товара, которые привёз поставщик, с данными, которые указаны в УПД.

УПД — универсальный передаточный документ, который вы получили в системе электронного документооборота (подробнее о ней — в следующем разделе).

Если всё совпало, то подписываете УПД с помощью электронной подписи. И дальше передаёте продукты на склад или кухню.

Если есть расхождения в УПД и фактически полученном товаре, то в системе «Честный ЗНАК» можно сформировать «универсальный корректирующий документ» и подтвердить принятие только той продукции, которая к вам пришла. Действуем также, если часть товара оказалась некачественной.

Затем в течение трёх рабочих дней выводите принятую продукцию из оборота — в личном кабинете нажимаете кнопку «Вывести из оборота». Но три дня ждать необязательно, это можно сделать и сразу после приёмки.

Важный момент: при объёмно-сортовом учёте мы сразу выводим из оборота всю партию товаров, которую получили по УПД и оприходовали на склад. Пусть там будет хоть 1000 пачек молока, 500 пачек сливок и 300 упаковок сыра — для целей прослеживаемости маркировки мы подтвердили, что все товары приняли, они были промаркированы и мы в дальнейшем будем их использовать для приготовления блюд и напитков.

Как выполнить требования к маркировке: обновление кассы и необходимое ПО

Сначала разберёмся, как подготовить кассу для работы с маркировкой. Вам понадобится:

  • Фискальный накопитель нового формата ФН-М (рассчитан на работу с маркированными товарами).
  • Прошивка кассы для работы с форматом документов ФФД 1.2.
  • 2D-сканер, чтобы кассир считал код маркировки при продаже молочного продукта или бутилированной воды гостю.

Это то, что нужно общепиту для работы с маркировкой уже сейчас.

По вопросам продажи маркированных товаров через кассу обращайтесь к нашим специалистам по телефону 8 800 500-21-38 или почте support@quickresto.ru.

Расскажем, как автоматизировать работу с маркировкой в общепите и как все требования реализованы в товароучётной системе Quick Resto.

Теперь ответим на вопрос «как подготовиться к маркировке, которая стартует в 2023 году?». Для этого вам понадобится:

  • Электронная подпись — усиленная квалифицированная (УКЭП). Она должна быть оформлена на руководителя организации или ИП. Если у вас такая подпись есть, можно использовать её. Ей вы будете подписывать УПД.

  • Зарегистрировать ваш бизнес в системе маркировки «Честный ЗНАК». Важно: это обязательно делать на сайте честныйзнак.рф, другие сайты — не официальные.

  • Подключить или настроить электронный документооборот. Для этого разработана бесплатная система «ЭДО Лайт», можно обмениваться документами через неё (доступна на сайте честныйзнак.рф). Если вы уже пользуетесь коммерческим сервисом обмена электронными документами, то нужно дополнительно настроить его для работы с системой «Честный ЗНАК».

Работать с маркированными товарами можно и через бесплатное приложение «Честный ЗНАК. Бизнес» (можно скачать на App Store и Google Play). Там доступна приёмка товаров, работа с УПД и формирование акта расхождений, сканирование товаров (актуально с 1 декабря 2023 года), прямая связь с техподдержкой 24/7.

Штрафы при работе с маркированной продукцией в общепите

В законодательстве предусмотрены санкции при нарушении порядка работ с маркированными товарами. Эти несоответствия требованиям выявляют Роспотребнадзор и налоговая инспекция. Перечислим основные примеры, за которые ресторанный бизнес может получить штраф.

НарушениеШтраф
  • Заведение не зарегистрировано в системе «Честный ЗНАК»

  • Нарушены сроки подачи сведений о приёмке маркированных товаров в систему «Честный ЗНАК»

  • Продажа в розницу товаров без их вывода из оборота через кассу

  • 1 000–10 000 рублей (или возможно просто предупреждение) для должностных лиц и ИП

  • 50 000–100 000 рублей для юридических лиц

Кроме этого, для участников оборота маркированных товаров предусмотрена административная ответственность в размере до 300 000 рублей, а также уголовное наказание. Это касается серьёзных и систематических нарушений правил работы с маркированными продуктами.

Подробно разбираем старт работы с маркировкой и разные ситуации на вебинаре с руководителем направления HoReCa системы «Честный ЗНАК» Камилем Сагидовым.

Смотреть вебинар

Оставьте заявку на бесплатную консультацию

Расскажем, как автоматизировать складской учёт в вашем фуд-проекте

Требуется согласие с условиями
Я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных

Рубрика

Законы и новости

Редактор

Виктория Царенкова

Дата публикации

2/2/2022

Ещё по теме

Система Меркурий — работа с документами и ответы на частые вопросы

Хотите стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?

Требуется согласие с условиями
Я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных

Мобильное приложение для гостей

Подключить
Подключить

Хочу открыть своё ресторанное дело

Что мне для этого нужно?

Узнать
Узнать

Оцените пользу Quick Resto уже сейчас

Требуется согласие с условиями
Я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных