Содержание
- Цифры проекта
- Как появилась идея проекта
- Концепция вокруг монопродукта
- Как открыть точку питания с уклоном в экологичность
- Почему мы немного изменили меню
- Как открыть торговую точку из маршрутки
- Как набирали команду
- Почему в смене два повара и по какой технологии готовим
- Раскрутились на одном Инстаграме
- Почему фургончик стоит в одном месте. Как выбрали локацию
- Стационарные точки и заготовочный цех
Как открыть точку с монопродуктом и раскрутить идею, не тратя деньги на рекламу
На одной из главных площадей Челябинска стоит фудтрак — фургончик, где можно купить полезный фастфуд, а также кофе, панкейки и сэндвичи. Вы узнаете об особенностях этого бизнеса, как открыть торговую точку на колёсах, какую машину можно переоборудовать под мобильный ресторан и как следовать тренду на экологичность, продавая еду в формате «с собой».
alt="Екатерина Назарова" src="https://lh4.googleusercontent.com/KPgFblxlD0AJLs1hOzwuIUCKHt07n1GXhBLqRVpfvw7VK9slyL89OJKip9B15ibuN3zZ-fpQJCGLFM_-GJZvSdd-RSYU7Z-AiI6W0Ej4Q6iuOM_KnH0BrhnCYeNizWibgzNKhZi9" style="min-width: 125px;">
Историю рассказывает:
Екатерина Назарова, сооснователь ресторана на колёсах «Вкрутую» (г. Челябинск)
Цифры проекта
Инвестиции: 3 млн рублей
Окупаемость: 5 месяцев
Средний чек: 200–250 рублей
Как появилась идея проекта
Когда появилась идея проекта, у меня была своя школа моделей и я работала телеведущей. Из-за большой занятости я просто не успевала вовремя поесть: в нашем городе мне не хватало заведений, где можно перекусить быстро, но качественной и полезной едой, которая не принесёт вреда фигуре и здоровью. И я решила открыть точку фаст фуда сама.
Мне очень понравилась концепция фудтрака — его мобильность и что там можно готовить еду. Я хотела создать такой продукт, который мог бы приехать к людям и порадовать их.
Проект мы запустили летом 2019 года вместе с партнёром Александром. И сразу чётко распределили обязанности: я отвечаю за концепцию и меню, он — за технические моменты.
Концепция вокруг монопродукта
Мне хотелось предлагать посетителям именно нестандартный фастфуд, чтобы это была не просто «быстрая еда», но и полезная. Хотя мы ввели и такие позиции как панкейки — для детей.
Когда разрабатывали меню, то решили — во все блюда обязательно будем добавлять какой-то один продукт. У нас в Челябинске есть заведения, которые делают что-то похожее, но строго концепцию монопродукта не соблюдают. А я хотела привнести в мир нашей уральской гастрономии что-то действительно новое и необычное.
Нашим монопродуктом стало яйцо. Даже наш фирменный десерт выглядит соответствующе: скорлупа из белого шоколада, белок из кокосового суфле, желток — пюре манго-маракуйя.
Десерт «Фирменное яичко»
Панкейки с яйцом
С Quick Resto вы сможете просчитать себестоимость блюд до запуска проекта.
Разрабатывая рецептуры вам нужно заполнить техкарты — обязательный для общепита документ. Именно в нём вы и увидете себестоимость будущего блюда. Цены на ингредиенты можно внести в систему и без накладных на продукты.
Quick Resto — это компактный кассовый терминал с системой для учёта выручки, расходов, продуктов на складе, блюд, аналитики и контроля бизнес-процессов.
Узнать подробнее:
Как открыть точку питания с уклоном в экологичность
Ещё одна наша особенность — экологичность бренда. Мы разделяем мусор и сдаём его в переработку, используем экологичную, биоразлагаемую упаковку и приборы.
Сначала приборы были деревянными. Потом мы собрали обратную связь от посетителей и узнали, что вкус еды немного отдавал деревом. Сейчас у нас приборы из сахарного тростника. Безусловно, это более дорогая вариация. Но я считаю, что мы ответственны за природу, и рада, что наши гости разделяют это видение.
Приборы и упаковку мы покупаем у местных поставщиков. В Челябинске достаточно много фирм, которые этим занимаются.
Контейнеры для пластика и картона у нашего фургончика
Наша посуда из картона и экологичные приборы
Почему мы немного изменили меню
Изначально наше меню строилось на принципах правильного питания. Но в течение года мы ввели новые позиции, наше меню стало более «стрит». Раньше, например, на обед у нас было блюдо «белок + гарнир». Сейчас мы добавили вафли, сэндвичи, панкейки.
У людей существуют определённые стереотипы, что стритфуд — это бургер, картошка, сосиска в тесте. В общем то, что обычно продаётся в ларьках на остановках. Изменить такое представление о стритфуде сложно, поэтому нам приходится немного подстраиваться под мнение аудитории.
Позиции из меню нашего фудтрака:
Шауроллы
с лососем — 220 рублей
с курицей — 160 рублей
с беконом — 150 рублей
Сэндвичи
с цыплёнком — 160 рублей
с окороком — 170 рублей
с лососем — 220 рублей
Вафли
с лососем — 220 рублей
с цыплёнком — 140 рублей
с сезонными фруктами — 150 рублей
Поке
с опалённым лососем — 240 рублей
с цыплёнком — 190 рублей
Десерты
Панкейки — 130 рублей
(малина + сметана, цитрус + сметана,
солёная карамель)
Фирменное яичко — 180 рублей
В начале сентября для гостей, которые не едят яйца, мясо и рыбу, добавили в меню хумус с печёными баклажами, тыквенными семечками, чиабаттой или лепёшкой на выбор:
Почему шауролл заменил кесадилью
Первые месяцы после открытия нашей точки фаст фуда мы продавали кесадилью. Но до Челябинска очень долго доходят тенденции — слово «кесадилья» было непонятно людям. Тогда мы изменили название на шауролл. Сейчас это самое популярное блюдо в меню. Я считаю, что это обусловлено простотой, понятностью блюда для нашей аудитории и тем, что его удобно есть даже на улице.
Как открыть торговую точку из маршрутки
Мы решили пойти по пути «сделай сам». Можно было купить готовый фудтрак, но нам хотелось вникнуть в каждую деталь.
На «Авито» нашли маршрутку — автомобиль Hyundai 2007 года выпуска. Он был в хорошем состоянии, но требовал переделки — внутри были сиденья для пассажиров и ничего не соответствовало требованиям для точки общепита.
И мы полностью его переоборудовали: перекрасили, прибивали доски внутри и снаружи (полки для хранения, стойку для гостей), устанавливали оборудование, проводили электричество. Этим занимался Александр — иногда сам, иногда нанимал специалистов. При переоборудовании важно было учесть все правила по СанПинам. И мы старались их соблюдать, насколько это было возможно.
На покупку и переоборудование маршрутки у нас ушло около 2 млн рублей. Всего на запуск проекта — около 3 млн рублей.
Вот такой получился у нас фургончик:
Чем оборудован фудтрак и куда выливаем использованную воду
В нашем фудтраке проведён свет — работаем от генератора. Внутри стоят три холодильника (один из них с морозильной камерой), две индукционные плиты, кофемашина, салатница, ледогенератор, вафельница и тостер.
Канализации в фудтраке нет, и мы используем бочки, которые моем каждый день. Каждый вечер водитель забирает бочку с отходами, выливает в специально отведённую канализацию возле нашего заготовочного цеха (о нём расскажу дальше), промывает и на следующее утро привозит обратно. Чистую воду также привозит в бочках наш водитель.
Как набирали команду
Искать персонал я начала в Инстаграме — опубликовала объявление, что ищу шеф-повара. Первым контактом поделилась подруга. Она рекомендовала повара, с которым мы и составили меню.
Впоследствии весь персонал находили через сарафанное радио или тот же Инстаграм. А одного повара я случайно нашла в столовой, куда забежала перекусить. Просто сотрудник меня очень хорошо обслужил, и я ему прямо на месте сказала: «Тебя всё устраивает здесь? Я могу предложить хорошую работу». В итоге он ушёл к нам.
Сейчас, когда увеличились обороты, мы ищем персонал и через специализированные сайты: Зарплата.ру и HeadHunter.
Что для меня важно в сотрудниках
Главный критерий при выборе сотрудников — любовь к еде и её приготовлению. Я верю, что еда способна менять настроение человека не только своими вкусовыми качествами, но и с какой заботой и настроем она приготовлена. Думаю, это всегда передаётся гостю.
Поэтому я не возьму в команду человека, который готовит только для того, чтобы заработать, и не получает вдохновения от того, что делает.
Почему в смене два повара и по какой технологии готовим
Всего у нас работает 10 человек: шеф-повар, су-шеф, повара и водитель. В смене работает два повара, по графику два через два. Один из них принимает заказы и подаёт напитки, второй отвечает за кухню. Мы не делаем так, чтобы тот человек, кто работает с деньгами, прикасался к еде.
При готовке используем технологию су-вид — готовка в вакууме. Это позволяет делать мясо более сочным, а овощи — свежими и хрустящими.
Раскрутились на одном Инстаграме
Мы вообще не вкладывались в продвижение, у нас был только Инстаграм. Но этого хватило для того, чтобы окупиться за 5 месяцев.
Продвижению способствовал сам фургончик — он привлекал внимание, с ним фотографировались, его заметили. Ко мне подходили многие люди и говорили «это классно!», «вы крутые!». За счёт нестандартного концепта пошла огласка, ведь таких проектов не было в Челябинске. И уже в первый месяц работы нас попросили поучаствовать в фестиваль.
Сейчас я планирую развивать ещё нашу группу во «ВКонтакте» и использовать уличную рекламу.
Почему фургончик стоит в одном месте. Как выбрали локацию
Изначально идея фудтрака — передвигаться по городу. Но в России пока нельзя этого делать с точки зрения закона. Понятия «фудтрак» в российском праве не существует. В разработке находится законопроект о мобильной торговле — когда его примут, наш фургончик сможет ездить по улицам Челябинска. А пока мы стоим на одном месте.
При выборе локации мы ориентировались на то, кого хотим видеть своими посетителями. Это люди, которые занимаются спортом, любят погулять, любят природу. Мы стоим недалеко от парка. И это не парк развлечений, а парк, где люди гуляют, наслаждаются природой, занимаются спортом.
Чтобы поставить такую точку в конкретное место, нужно договориться с местной администрацией. В каждом регионе свои особенности, мы договаривались с муниципальным казённым учреждением «Городская среда», которое занимается уличными ларьками.
Стационарные точки и заготовочный цех
В первый год фудтрак работал только пять месяцев. Зимой работать стало сложнее, так как электроэнергию он получает от генератора. Чтобы не пропадать с глаз аудитории, мы открыли стационарное кафе. Фургончик в это время находился на стоянке. Будет ли работать фудтрак этой зимой, пока не знаю.
Наш секретный ингредиент — маринованные яйца. Теперь их можно купить в наших точках
Необычный омлет — подаём его в стационарном кафе, в баночках и с разными добавками
А несколько месяцев назад у нас появился цех. В какой-то момент мы поняли, что делать заготовки в самом фудтраке неудобно. В цехе повара делают нарезки и соуса для фудтрака и стационарной точки. Он находится в отдельном помещении, не там, где кафе.
Ещё мы открываем вторую стационарную точку, ведь мой креатив не заканчивается и мне хочется развивать проект, приносить что-то новое в свою жизнь и жизнь города. Меня спросили — «что я посоветую начинающим предпринимателям?». Отвечу так: любите своё дело. Если делаете только для того, чтобы заработать денег, а не потому что любите, ничего не получится.
Содержание
- Цифры проекта
- Как появилась идея проекта
- Концепция вокруг монопродукта
- Как открыть точку питания с уклоном в экологичность
- Почему мы немного изменили меню
- Как открыть торговую точку из маршрутки
- Как набирали команду
- Почему в смене два повара и по какой технологии готовим
- Раскрутились на одном Инстаграме
- Почему фургончик стоит в одном месте. Как выбрали локацию
- Стационарные точки и заготовочный цех
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!