Погнали?
Вступай в Telegram-чат для рестораторов и экспертов HoReCa: обсуждаем открытие и развитие бизнеса в ресторанной индустрии. Общение, новости, тренды, инсайты, лайфхаки, партнёры, актуальная информация
Что из себя представляет корпоративное питание на предприятиях
Сейчас корпоративное питание на предприятиях — это не только формат классической столовой, но и варианты с кафе внутри офиса, кухней с поварами или заказом готовых обедов в кейтеринговых компаниях.
Например, столовая в Сбертехе выглядит как точка на фудмолле:
Фото — Ксения Колесникова, источник the-village.ru
Столовая департаментов Яндекса сочетает в себе функции домашней кухни и при этом оформлена в стилистике кафе:
Фото — Анна Михеева, источник the-village.ru
Нужно понимать, что корпоративное питание на предприятиях — способ удержать сотрудников. В идеале компании на этом зарабатывают. Если зарплата сотрудника небольшая — это приятный бонус, который уравновешивает основной доход. Как следствие, повышается качество работы и эффективность производства.
Сегодня крупные компании в 70% случаев запрашивают меню с вегетарианскими блюдами и проявляют больше интереса к поставщику, если в меню есть хотя бы 40% диетических блюд. Из-за отсутствия адекватного предложения на рынке доставки и кейтеринга на такое сбалансированное меню повышенный спрос.
Меню корпоративного питания
Очень сложно угадать предпочтения даже 20% сотрудников, поэтому задача производителя корпоративного питания — сжимать ассортимент, даже если заказчик просит разнообразить меню. Из-за разнопланового ассортимента будут оставаться продукты, а такие остатки несут серьёзные убытки для кафе, которое занимается доставкой питания.
Точное количество блюд в рационе зависит от объёма поставок, но ориентируйтесь, что в самом разнообразном варианте для организации корпоративного питания от 200 до 500 человек в день должно быть не больше, чем:
- 3 салата,
- 3 супа,
- 4 основных блюда,
- 3 гарнира,
- 3 вида десертов и выпечки,
- 2 вегетарианских блюда.
Пример меню корпоративного питания на один день, разработанное нашей командой:
При разработке меню корпоративного питания ещё важно ориентироваться на оптимальное соотношение КБЖУ, чтобы сотрудники были более продуктивны. В своей практике мы вывели такое соотношение по сравнению с обычным рационом:
Пищевая ценность | Корпоративное меню | Обычное меню |
Белки | 16% | 35% |
Жиры | 20% | 20% |
Углеводы | 64% | 45% |
Организация корпоративного питания
Существует несколько вариантов организации корпоративного питания на предприятии.
Приготовление еды на месте
Еду готовят прямо в офисе, например, в столовой или буфете.
Плюсы: блюда получаются свежими и вкусными.
Минусы: нужна дополнительная площадь, соответствующая определённым санитарным нормам, и повара, которым нужно платить зарплату.
Заказ готовых обедов
Еду привозят в герметичных контейнерах.
Плюсы: доставка корпоративного питания выгоднее для работодателя, чем приготовление еды на месте.
Минусы: нужно заранее согласовывать меню, каждый день принимать поставку, выделять место для хранения. Ещё один минус — однообразие рационов.
Денежная компенсация обедов
Работодатель выплачивает работнику дополнительную сумму на питание одним из способов:
- ежемесячная выплата на электронную карту;
- ежемесячная / ежеквартальная / ежегодная выплата фиксированной суммы на питание;
- талоны на питание.
Плюсы: работник может выбрать любую еду на свой вкус.
Минусы: работники могут откладывать средства и тратить их не на питание на рабочем месте, а на другие покупки.
Как организовать столовую для сотрудников
- Столовая полного цикла. Здесь производится полный цикл приготовления блюд — от подготовки сырья до финальной раздачи. Формат подойдёт промышленным предприятиям, государственным учреждениям, крупным фирмам.
- Доготовочная столовая. Если площадь ограничена, производственные мощности столовой максимально сокращены. В таком случае предварительная подготовка продуктов производится в другом месте (например, на комбинате), а в столовой лишь доводят блюда до готовности — разогревают и раскладывают.
- Буфет-раздача. Формат предполагает доставку готовых блюд в специальных ёмкостях. Сотрудники сами подогревают еду на территории предприятия (или это делает буфетчик и раздаёт сотрудникам), обедают и утилизируют контейнеры.
Читай письма
Доставка корпоративного питания
При доставке я бы порекомендовал придерживаться следующих правил:
- Тщательно подходите к выбору размера упаковки. Еда должна плотно прилегать к контейнеру. Это необходимо для того, чтобы она не растрясалась в процессе доставки.
- Избегайте доставки супов и других жидкостей. Если всё-таки приходится их доставлять, то убедитесь в надёжности крышки. При перевозке соусов лучше использовать густые позиции, похожие по консистенции на майонез.
- Чем меньше жидкости в блюде, тем дольше оно сохранит товарный вид. Это касается в том числе семечек томатов и огурцов. Салаты должны хорошо держать структуру: не размокать от жидкости и не разваливаться (для этого подойдут айсберг, фриллис или кейл). Также рекомендую обсушивать салфетками все горячие жирные блюда — стейки, крылья, котлеты.
Доставка корпоративного питания с точки зрения пищевой безопасности
Чтобы обеспечить пищевую безопасность блюд, важно придерживаться следующих правил:
- Поддерживать правильный температурный режим. Это касается и места, где происходит упаковка продукции, и места доставки. В офисе, на корпоративной кухне или в столовой должен соблюдаться ровный температурный режим: от +2 до +4 градусов.
- Доставлять блюда в правильной упаковке. Упаковка должна обеспечивать и поддерживать нужный температурный режим, а также защищать блюда от попадания пыли, грязи, посторонних веществ.
Если это упаковка, подразумевающая индивидуальное потребление, то лучше использовать современные технологии герметичной запайки. К сожалению, часто мы привыкли видеть в корпоративном эконом-питании тонкие полиэтиленовые контейнеры, которые едва закрыты крышечками. - Подтвердить безопасность продукции. Согласно требованиям нормативной документации необходимо оформить на рационы декларацию соответствия. Для этого продукцию необходимо сдать в аккредитованную лабораторию, где её проверят на микробиологическую безопасность. Еда может быть приготовлена хорошо, но через грязный стол, упаковку, руки персонала в еду попадают микроорганизмы, и заказчик получает испорченную продукцию.
И ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ
Ну все погнали!
Павел Марков
Основатель студии разработки меню Digital Food
Павел Марков
Основатель студии разработки меню Digital Food
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!