«Посещаемость традиционных кафе в России снизилась на 11%, тогда как трафик в coffee-to-go вырос на 23%», — сообщают аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank. По их мнению, это связано с активным образом жизни потребителей и со снижением покупательских возможностей. Чашка кофе «с собой» дешевле аналогичной позиции в кафе. Этим спросом стоит воспользоваться.
Рассказываем, какие инвестиции и документы потребуются, чтобы открыть точку «кофе с собой» с нуля, и от чего будет зависеть прибыль.
Бизнес-модель и концепция
Целевая аудитория этого бизнеса — страдающие от недосыпа студенты, их строгие преподаватели, жаждущие кофеина фрилансеры и блогеры, которые иногда покупают кофе только ради красивого кадра в соцсети.
Люди не поедут специально за стаканчиком кофе с собой, они берут его по пути. Чем выше проходимость, тем больше импульсивных покупок совершат. Поэтому выбирайте место для будущей точки вблизи учебных заведений, больших офисных центров, остановок или станций метро.
Ваши конкуренты — такие же торговые точки. Иногда кофейные островки открываются рядом и работают в минус, пока один из конкурентов не выключит капучинатор и не прикроет бизнес.
Но даже если поблизости работает конкурент, это не повод отказываться от бизнес-идеи. Кофеманы — люди импульсивные и редко хранят верность одному бренду. Если вы расположитесь чуть удобнее, то они выберут вас. Главное, не разочаровать их ароматом и вкусом зерна. Но об этом чуть позже.
У вас есть два варианта, как открыть точку «кофе с собой»: запустить бизнес самостоятельно или по франшизе. Для второго варианта потребуется от 150 000 до 500 000 рублей на паушальный взнос. Это фиксированный платёж, который вы заплатите разово при заключении договора. Сумма зависит от конкретной франшизы.
Франчайзер:
- поможет в оформлении стойки;
- предоставит брендбук;
- поделится секретами продвижения;
- наладит поставки товара;
- решит вопросы с учётом клиентов и организацией бизнеса;
- поможет с технологическими картами и рецептами кофе.
Просто купить франшизу недостаточно. Понадобится зарегистрировать бизнес, купить технику и «вложиться» в первый месяц работы. А еще придётся платить ежемесячный взнос — роялти. Этот платёж может быть фиксированным, но чаще всего — процент от выручки или маржи.
Если вы решили делать всё сами, то придётся расти без поддержки франшизного брата. Но тогда будьте готовы вложить в средства в создание фирменного стиля, оформление точки и маркетинг.
Затраты и окупаемость кофе-точки
Перед тем, как бросаться в омут кофейного бизнеса, составьте бизнес-план и оцените, есть ли у вас достаточный стартовый капитал.
Сколько стоит открыть точку с кофе:
- торговая стойка: 50 тысяч рублей;
- кофемашина: 50–200 тысяч рублей;
- кофемолка: 10–40 тысяч рублей;
- небольшой холодильник: 10–20 тысяч рублей;
- холодильная витрина, б/у: 30 тысяч рублей;
- продукты для изготовления напитков (зерновой кофе, сахар, молоко, сливки), стаканчики на старт бизнеса: 20–40 тысяч рублей;
- штендер и конструкция для меню: 5 тысяч рублей;
- бутилированная вода или фильтры для очистки: 15–20 тысяч рублей;
- кассовый аппарат: 20–70 тысяч рублей.
Для небольших торговых площадей оптимальным выбором будет облачное решение. Кассовая система Quick Resto обладает рядом преимуществ: не занимает много места, для работы нужен минимальный набор оборудования (планшет, принтер чеков или фискальный регистратор, wi-fi роутер), а освоить её может любой человек за 15 минут.
Система полностью соответствует 54-ФЗ и готова к работе сразу после установки. Настроив программы лояльности, вы сможете увеличить средний чек на 30% и сделать случайных посетителей постоянными гостями. Полный фунционал системы Quick Resto можно попробовать прямо сейчас, бесплатно зарегистрировавшись на пробный период.
И ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ
Ну все погнали!
- Первоначальные инвестиции — от 250–600 тысяч рублей.
- Рентабельность продаж — 21%.
- Срок выхода на точку безубыточности — от 2 до 3 месяцев.
- Срок окупаемости инвестиций — 12 месяцев.
Расчёты примерные и зависят от того, в каком городе вы открываетесь и покупаете новое оборудование или подержанное.
Кроме этого, не забудьте про текущие расходы. Они делятся на постоянные и переменные.
Постоянные расходы для точки кофе с собой:
- аренда: 10–20 тысяч рублей;
- амортизация оборудования: 3–5 тысяч рублей;
- налоги — сумма зависит от выбранной системы налогообложения.
Чаще всего предприниматели из малого бизнеса выбирают работать на патенте или ЕНВД. На этих системах налогооблажения размер налога зависит от вида бизнеса и места, где вы будете вести деятельность. Общих для всех сумм не существует.
В Москве годовой налог на патенте может быть 120 тысяч рублей, если кофе-точка находится в Сокольниках, а может и 240 тысяч, если точка находится в Сокольниках, а может и 240 тысяч, если ее открыли в Тверском округе. В регионах сумма меньше в разы. Например, 9000 рублей в год — стоимость патента для точки кофе навынос в Улан-Удэ. Вы можете сами посчитать сумму патента с помощью простого калькулятора на сайте налоговой службы.
ЕНВД рассчитать сложнее — надо знать специальный местный коэффициент, от него зависит сумма налога. Поэтому лучше обратиться к бухгалтеру. Но примерную сумму налога можно рассчитать с помощью налогового калькулятора.
Учитывайте, что эти системы могут быть недоступны в каких-то регионах, или где-то они введены, но не для всех видов деятельности.
- продукты для приготовления кофе: 40–50 тысяч рублей;
- маркетинг, если вы работаете не по франшизе: 3–5 тысяч рублей;
- обслуживание банка: 2 тысячи рублей;
- фонд оплаты труда: 30–60 тысяч рублей.
От чего зависит прибыль точки кофе с собой
«Чаще всего россияне покупают капучино (62,6%). На втором месте большой капучино. Реже люди приобретают латте, раф, американо и другие виды напитка. В среднем по России, в одной кофейне покупают 190 чашек в день.
Средний чек по стране: 332 рубля. По Москве чуть выше: 366 рублей. Средняя цена эспрессо в России — 91 рубль, капучино — 136 рублей», — сообщает исследование Михаила Субботина, руководителя проекта PIR-COFFEE.
Предположим, вы сварили ароматный капучино и протягиваете клиенту стаканчик с 250 мл напитка. Из чего складывается цена, и какая будет себестоимость?
Филипп Лейтес — основатель сети «Правда Кофе», поделился данными о том, что себестоимость готового капучино: зерно + молоко + стаканчик + сахар составляет 32,38 рублей. Кроме этого, плюсом в каждый стакан кофе закладывается аренда, налоги, зарплата, маркетинг и оборудование.
Затраты на открытие кофейного бизнеса окупятся, но не стоит ждать, что это произойдёт уже через пару месяцев. Обычно требуется не меньше года. Всё зависит от того, насколько чётко вы организуете бизнес. На вашу прибыль будет влиять многое: расположение вашей точки, качество напитка, уровень обслуживания, концепция заведения, бонусы, которые вы предлагаете клиентам.
Активный и дружелюбный бариста увеличит выручку, если не заставит покупателей смотреть на часы, предложит добавить к заказу сироп и топпинги и мягко сподвигнет покупателя выбрать кофе объёмом побольше.
В отдельной статье нашего блога вы можете узнать, как увеличить средний чек в кафе.
Выбор места для точки кофе с собой
Один их ключевых моментов в вопросе «как открыть точку кофе с собой?» — выбор удачного расположения торговой точки. Ориентируйтесь на два главных правила:
1. Ищите место с высокой проходимостью. Логика простая: больше людей, больше импульсивных покупок, больше прибыль. По статистике, из ста человек пятеро захотят взбодриться вашим кофе.
2. Не прижимайтесь близко к известным конкурентам. Даже если место проходимое, есть риск, что из двух вариантов покупатели выберут уже знакомого продавца.
Где расположить точку coffee-to-go
Прогуляйтесь по городу и найдите самые «рыбные» места. Обычно это площади недалеко от университетов, офисных зданий, парки, скверы, оживлённые улицы, вокзалы и торговые центры.
Документы для открытия точки кофе навынос
По закону, кофе-точка считается общепитом. А значит, придётся получить разрешение на открытие. Для этого нужно подготовить пакет документов:
- свидетельство о регистрации в качестве ИП или юридического лица;
- заявление о размещении объекта мелкорозничной торговой сети;
- договор аренды;
- договоры на вывоз твёрдых бытовых и пищевых отходов и крупногабаритного мусора;
- заключение о соответствии точки требованиям противопожарной безопасности, если вы работаете не в ТЦ;
- книга отзывов и предложений;
- медицинская книжка работника;
- разрешение от Роспотребнадзора не требуется, только уведомление в двух экземплярах.
Оборудование для кофе-точки
Закупка оборудования для кофе с собой начинается с самого важного — выбора кофемашины. Стоит подобрать модель с большим объемом бака, от 8 литров. Многие модели уже идут со встроенной кофемолкой. Сложные аппараты для старта лучше не использовать. Чем проще аппарат, тем легче им пользоваться и дешевле ремонтировать.
Кстати, про обслуживание. При покупке оборудования выбирайте бренды, с которыми работают сервисные центры вашего города. Так в случае поломки и необходимости ремонта вы быстро вернётесь к продажам.
На качественное оборудование придётся потратиться. Цена на хорошую кофемашину начинается от 150 тысяч рублей. Расходы будут ниже, если присмотрите подержанный вариант или возьмёте оборудование для кофе-точки в аренду.
Если планируете ограничиться классическими способами приготовления кофе, кофемашины будет достаточно. А если хотите разнообразить меню трендовыми позициями альтернативного кофе, понадобятся воронка V60, аэропресс, сифон или другие приспособления.
Подумайте об экологичности. Гринпис сообщает, что бумажные стаканчики для кофе покрыты специальной пластиковой плёнкой. Из-за этого их невозможно переработать. Вы можете сделать для планеты чуть больше, если сделаете шаг в пользу экологичности. Например, подарите скидку всем, кто купит кофе в свою ёмкость.
Выбор поставщиков и ассортимент кофейни
Даже если вы встанете в самом проходимом месте города без единого конкурента, но сэкономите на поставщике — успеха не ждите. Кофеманы — люди привередливые и сразу чувствуют подвох.
Можно сэкономить на оборудовании или на дизайне стаканчиков. Но качество кофе — то, на чём скупиться нельзя, поэтому выбор поставщиков станет ключевым решением для вашего бизнеса.
80% выручки — это продажа кофе. Поэтому он просто обязан быть хорошим. Для вкусного и ароматного напитка потребуется качественное и свежеобжаренное зерно.
Зелёные зёрна могут храниться и год, но сразу после обжарки запускается обратный отсчёт. Достаточно месяца, чтобы кофе потерял вкус, стал блеклым и безароматным.
Кофе чаще всего поставляют из четырёх стран: Бразилии, Колумбии, Вьетнама и Индонезии. Существует два основных вида кофе:
- арабика − мягкая и ароматная;
- робуста − крепкая и горькая.
Идеальным считается соотношение зерён — 60% арабики и 40% робусты.
Вкус кофе зависит не только от происхождения зёрен, но и от способа обжарки. Их девять: от самой слабой Коричневой обжарки зерна при температуре 195 градусов до чёрных зёрен Испанской обжарки, раскалённых до 250 градусов.
У светлой обжарки больше кофеина, низкие насыщенность и горчинка и высокая кислинка. Тёмная обжарка, напротив, даёт насыщенный горький вкус, в котором почти не ощущается кислинки.
Чтобы увеличить ассортимент, не забудьте разнообразить меню:
- по способу приготовления: эспрессо, американо, латте, капучино и т.д.;
- по видам и сортам зерна;
- по начинкам и дополнительным товарам к стаканчику кофе.
Вы увеличите средний чек, если поставите холодильную витрину со сладостями, запустите продажу зерна в фирменной упаковке, а летом включите в ассортимент освежающие напитки, фреши и смузи. Это поможет поддержать спрос, который падает в жаркое время.
У этого бизнеса ярко выражена сезонность: зимой люди мёрзнут и потому чаще соблазняются на стаканчик согревающего напитка. В остальное время на помощь придут дополнительные товары и маркетинговые акции. Проводите их регулярно.
Офлайн-инструментами, которые привлекут клиентов, станут яркие вывески, рекламные штендеры, музыка из вашей кофейни, листовки, которые раздадут промоутеры.
Дайте узнать о вашей точке жителям соцсетей: настройте Таргет в Инстаграме и ВК по географическому признаку, делайте рекламу кофейни в тематических каналах, сотрудничайте с блогерами, угощайте онлайн-партнёров свежесваренным кофе, подключите чат-бот и не забудьте указать точку на картах и порталах, типа 2ГИС.
Подводя итог, кофе навынос — прибыльный бизнес, но не планируйте супердоход. Выгодно иметь несколько кофе-точек в разных локациях: если в будни «просядет» точка, расположенная в ТЦ, её поддержит та, которую вы поставите в бизнес-центре.
Главное — любить кофе, который вы делаете, и этим влюбить в себя ценителей ароматного напитка. Попробуйте, и всё получится!
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!