БΛОГ

Пишем про деньги и успешные решения в ресторанном бизнесе

Все статьи - Как открыть - Fast casual рестораны

Fast casual рестораны

Рубрика

Как открыть

Редактор

Виктория Царенкова

Дата публикации

10/28/2022

Ещё по теме

ТОП-11 ошибок при открытии своего кафе

Разбираемся в особенностях fast casual кафе: чем они отличаются от фастфуд проектов, перспективная ли это ниша и какие концепции будут хорошо работать в этом формате.

Вступайте в Телеграм-чат для рестораторов и экспертов HoReCa: там обсуждаем открытие и развитие бизнеса в ресторанной индустрии.

В чате вы сможете задавать вопросы коллегам, искать поставщиков и партнёров, получать полезную для бизнеса информацию.

Перейти в чат

Что такое fast casual

Fast casual буквально означает «быстрый и повседневный». Этот формат объединил в себе две составляющие:

  • Скорость приготовления блюд, которая отличает фастфуд-проекты. В фаст кэжуал кафе гости не ждут заказ по полчаса и больше, всё готовится в среднем за 10–15 минут.

  • Концепцию демократичного ресторана.

Особенности заведений fast casual

Анна Попова
консультант-маркетолог, основатель компании apael&i consulting

«Перераспределение покупательской способности как экономического и демографического тренда оказало влияние на изменения структуры ресторанного рынка. Так заведения, которые раньше были "средним" и "средними+" сегментами, трансформируются во что-то более демократичное.

Один из таких форматов — fast casual. Для гостя главное отличие от фастфуда — возможность провести время за столиком дольше, чем в фудхолле. Например, собраться с компанией или семьёй, но с возможностью получить заказ за короткий срок.

Это напоминает рестораны полного цикла, но с сокращённым форматом обслуживания. Ценность такого формата — качество приготовленной еды, демократичная стоимость и атмосфера, создаваемая с применением эстетических принципов.

Помимо этого в таком формате играет роль и чёткое цифровое меню (электронное табло с фотографиями): оно помогает гостю быстро сориентироваться и не чувствовать давления от очереди».

История формата

Впервые о fast casual кафе заговорили в 80-е годы в США, в 90-е этот формат стал там развиваться.

В России фуд-проекты с такой концепцией стали появляться в середине 2000-х. В тот период становится больше гастроэнтузиастов, которые стремятся расширять границы ресторанной отрасли дальше привычного фастфуда и классических ресторанных проектов.

В Москве, например, открываются The Burger Brothers, которые сами пекут булочки, а гость может выбрать степень прожарки мяса. Проходят гастромаркеты, на которых можно презентовать свои блюда и протестировать концепцию. Один из первых фестивалей — «Местная еда».

Например, основательница японского бистро J’PAN, прежде чем открыть проект, участвовала в маркетах «Местной еды». Это помогло увидеть, что идея кафе — повседневная кухня типичного японского жителя — востребована.

image9.png

Бистро J’PAN, источник фото jpan.moscow

Планируешь запустить свой фуд-проект?

Тогда наш гайд начинающего ресторатора — для тебя: рекомендации от практиков и экспертов, которые помогут составить финансовую модель, выбрать помещение, заключить договор аренды без рисков и продвигать проект.

А вместе с CEO маркета «Местная еда» Таней Сукманской мы написали статьи, которые помогут начать своё дело:

Как найти идею, которая будет востребована на рынке

Как выбрать формат в зависимости от вашего города и бюджета

Как проверить идею и концепцию до открытия

Концепция, которая будет хорошо работать

Анна Попова, консультант-маркетолог, основатель компании apael&i consulting:

«Если говорить о самом продукте, то в таком формате хороши актуальные тренды. Это ливанская, израильская, турецкая кухни. Мексиканская кухня набирает обороты. Есть потенциал таких направлений, которые задаются сегодняшними торговыми отношениями — это Китай, Индия и Корея.

В целом, главная задача fast casual ресторана — обеспечить быструю отдачу и свежие ингредиенты. Это позволит сохранить экономику заведения и сделать его посещение ценным для гостя.

Глобально есть и тренд на здоровую еду, она также хорошо впишется в данный формат. Хороший пример подобного бизнеса представлен в США — это заведение Sweetgreen».

image6.jpg

Источник фото sweetgreen.com

ЦА общепита формата fast casual и перспективы в России

Анна Попова, консультант-маркетолог, основатель компании apael&i consulting:

«Миллениалы любят формат fast casual, они являются растущей группой потребителей в мире гостеприимства. Помимо этого, целевой аудиторией являются группы, которые ходят на обеденные перерывы, и те, кто тратит всё меньше времени на приготовление пищи дома.

Перспективы для fast casual в России есть. Можно обратить внимание на фуд-ритейл, который открывает такие кафе. Например проект «Азбуки вкуса» в петербургском Стокманне — свежая разнообразная еда, качественные напитки, готовые блюда и продукты, которые можно приобрести на полках, и отдельная обслуживаемая персоналом зона.

Потенциально fast casual будут становится сетевые пекарни, булочные и кондитерские. У них уже есть своя аудитория, какие-то из них готовят и из свежих ингредиентов на месте».

Примеры ресторанов фаст кэжуал

Cеть блинных «Теремок» — пример трансформации из формата фастфуд в фаст кэжуал. Рестораны изменили как дизайн (он стал более спокойным и выдержанным), так и в целом подход к маркетингу и обслуживанию гостей:

  • больше нет таких задорных слоганов как «Блин с капустой и яйцом — будешь сытым молодцом!»;

  • стали использовать более качественные ингредиенты (отказались, например, от пюре из картофельных хлопьев);

  • вместо одноразовой посуды перешли на керамические тарелки, чашки, металлические столовые приборы.

Рестораны Italiani другая концепция формата fast casual — их запустил холдинг Italy Group. Вот как позиционирует себя проект: «Паста фреска, приготовленная вручную, итальянские продукты и аутентичные рецепты», «Быстро и по-итальянски! Так звучит наш девиз».

image1.jpg

Italiani на Невском проспекте в Петербурге. Источник фото restoclub.ru

Пример фаст кэжуал проекта от гастроинтуазистов — кафе-покетерия «О, мой боул!» в Петербурге. Ребята так представляют свой продукт — «оригинальные калифорнийские поке и боулы из премиальных ингредиентов».

image4.jpg

Кафе «О, мой боул!»

А вот как на сайте японского бистро J’PAN представлена концепция заведения: «Повседневное японское кафе с современной городской кухней, в которой нет ни столетних традиций, ни тысячелетней истории».

Ещё яркий пример — суровая бургерная МЯСОROOB из Сибири. Здесь говорят нет «чёрствым и безвкусным булкам», потому что «главное правило сети: только свежая выпечка, приготовленная на основе фирменной мучной смеси». Котлеты готовят из 100% говядины и добавляют в сопровождение фермерские овощи.

Меню и цены

Средний чек в заведениях fast casual колеблется от 336 до 600 рублей (данные исследовательского агентства NPD Group). Но есть и проекты, где цена за блюдо сопоставима с ресторанами. Возьмём для примера меню заведений, о которых говорили выше.

В меню японского бистро J’PAN можно найти такие позиции:

image7.png

В «О, мой боул!», к примеру, боул с тофу стоит 350 рублей, а цены на поке с лососем и тунцом, конечно, выше за счёт ингредиентов:

image5.png

Примеры цен на на пиццу в ресторане Italiani:

image2.png

Суровые бургеры от сети МЯСОROOB:

image3.png

Чем fast casual отличается от fast food: подытожим

Как видим, fast casual кафе могут быть самыми разными по концепции, но основные отличия от фастфуд проектов — в меню и атмосфере заведения.

В fast casual формате делают упор на качество продуктов, используют меньше полуфабрикатов и заморозки, больше свежих ингредиентов. Меню ориентировано на более полезную еду, которую можно есть каждый день.

Интерьер более сдержанный, не такой яркий и зазывающий, как в фастфуд проектах. Несмотря на то, что еду готовят быстро, фаст кэжуал подразумевает, что здесь можно посидеть с комфортом и не торопясь.

Заведения fast casual от фастфуда отличает и то, как подают еду и напитки: посуда многоразовая (керамическая, стеклянная, железная), а не одноразовая. Такие проекты — сейчас один из трендов на ресторанном рынке. Но, как и фастфуд, это непростой формат — чтобы соблюдать скорость и не снижать качество, должны работать чёткие стандарты, процесс приготовления должен быть отлажен, чтобы не было сбоев. И важно тщательно следить за себестоимость и маржинальностью, чтобы проект был прибыльным.

В нашем блоге ещё много статей по запуску разных фуд-проектов и рекомендаций по расчёту фудкоста, маржинальности.

Например в статье «Открываем заведение в России и Европе: как выбрать формат, проверить идею и спланировать бюджет» мы поговорили с ресторатором и консультантом фуд-проектов Катей Родионовой о том, с чего начать открытие своего дела и как оценить перспективы, чтобы не потратить впустую несколько миллионов рублей на запуск.

А чтобы всегда быть в курсе показателей бизнеса, эффективнее работать с гостями и управлять заведением, не обойтись без системы автоматизации. Наши менеджеры проконсультирует, как выбрать функционал и кассовое оборудование под ваш бюджет и задачи.

Система Quick Resto для современного кафе

Оставьте заявку и мы договоримся на удобное время консультации

Требуется согласие с условиями
Я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных

Рубрика

Как открыть

Редактор

Виктория Царенкова

Дата публикации

10/28/2022

Ещё по теме

ТОП-11 ошибок при открытии своего кафе

Хотите стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?

Требуется согласие с условиями
Я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных

Мобильное приложение для гостей

Подключить
Подключить

Хочу открыть своё ресторанное дело

Что мне для этого нужно?

Узнать
Узнать

Оцените пользу Quick Resto уже сейчас

Требуется согласие с условиями
Я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных