БΛОГ

Пишем про деньги и успешные решения в ресторанном бизнесе

Все статьи - Прибыль и маркетинг - Особенности ресторанного маркетинга

Особенности ресторанного маркетинга

Рубрика

Прибыль и маркетинг

Дата публикации

11/13/2018

Успешность ресторана зависит от правильного использования маркетинговых инструментов.

На 2017 год в Москве насчитывалось 13 000 кафе и ресторанов, в Санкт-Петербурге — 7 500, Новосибирске — 2 000, Екатеринбурге — 1 800 заведений. Сфера общественного питания считается одной из наиболее конкурентных и сложных. Только в 2016 году количество ресторанов средней категории в России сократилось на 11%.

Выживаемость и развитие ресторана зависит от привлечения гостей, правильного баланса доходов и расходов, грамотной рекламной стратегии, качества блюд. Большая часть из представленных задач решается правильным использованием маркетинговых инструментов.

Если кратко сформулировать маркетинговую стратегию в ресторанном бизнесе, то нужно сделать 3 основные вещи — найти нишу, наработать репутацию и сфокусироваться на клиентском сервисе.

Выбор ниши и продукта

Первый шаг перед разработкой плана открытия ресторана — маркетинговое исследование. Оно проводится с целью узнать аудиторию и её потребности в выбранном формате, насыщенность рынка, состояние конкурентов.

Предметы маркетингового исследования:

  • местоположение будущего заведения;

  • востребованность заведения;

  • наличие конкурентов;

  • значение заведения на рынке общественного питания;

  • пригодность выбранного помещения;

  • оценка технического оснащения и юридических документов.

Отдельно проводится анкетирование целевой аудитории, чтобы узнать предпочтения по кухне, среднему чеку, обслуживанию. При анкетировании учитываются погрешности — люди часто пытаются быть социально правильными, и ответы могут не показать истинной картины. Пример анкеты можно найти в интернете.

На основе маркетингового исследования задаётся позиционирование заведения: клубный ресторан, ресторан национальной кухни, эксклюзивное заведение. Позиционирование влияет на ожидание гостей: шашлыки не пойдут искать в итальянском ресторане, а пасту — в грузинском.

Далее, разрабатывается брендинг, включающий название, логотип, невербальные факторы: музыку, запахи. Если есть возможность, проведите тест на фокус-группе. Тогда можно подкорректировать результаты по итогам опроса или анкетирования.

После приступайте к разработке меню. Обязательно должно быть главное блюдо, которое станет визитной карточкой заведения. За ним должны приезжать с другого конца города.

При формировании меню учтите задачу ресторана. Например, если задача удержать клиента и повысить чек, то первые блюда не должны быть сытными, а карта десертов разрабатывается под все категории клиентов: вегетарианцев, людей, не переносящих лактозу, представителей разных религий и тому подобное. Меню не забывайте опробовать на фокус-группе.

При разработке концепции заведения не стыдно подсмотреть «фишки» у других. Как рассказала администратор пермского ресторана «Портофино» Татьяна Любезнова, хозяева заведения долго путешествовали по Италии и собрали интересные способы приготовления и подачи блюд. Сам ресторан открылся в конце 2017 года, а для обучения команды поваров был привезён шеф-повар итальянец.

Организации рекламной кампании в ресторанном бизнесе

Рекламная кампания ресторанного бизнеса проходит в несколько волн. Первая волна — рассказать о местонахождении ресторана и его направлении, вторая — ознакомить с меню и обслуживание, третья — поддержать бренд и привлечь новых гостей.

Обязательно используйте наружную рекламу: вывески, билборды, афиши. Выбирайте проходные места для билбордов и медиафасадов. На них обязательно должны быть название, адрес, телефон и направление ресторана. Можно часть информации изобразить графическими элементами.

Радио- и телереклама требуют больших вложений, но окупаются за счёт хорошего охвата. Для узкоспециализированных заведений этот вид рекламы не подойдёт. А вот ресторанам европейской или азиатской кухни приведёт новых гостей. Ролик обязательно разрабатывайте совместно с подрядчиками, ведь только вы знаете особенности ресторана и его меню.

Примеры удачных роликов можно найти в интернете. Например, ресторан Artisans или Fratello.

Кстати, ролики можно будет использовать в следующем виде рекламы — интернет-рекламе. В неё входит контекстная и таргетированная реклама, SMM, работа с блогерами. Начать можно с простого — заведите страничку заведения в социальных сетях, дайте рекламу в городских пабликах. На страничках обязательно укажите адрес заведения, телефоны, время работы, регулярно пишите о жизни ресторана и отвечайте на вопросы посетителей.

Важные «мелочи»

Ресторан — заведение, где удовлетворяется несколько потребностей гостя. Он хочет вкусно поесть и получить хороший сервис, который является элементом ресторанного маркетинга.

Подбирайте официантов самостоятельно и обязательно научите их улыбаться гостю и желать приятного аппетита. Перед выносом пищи официант должен поставить  на стол спецовник с салфетками, а перед подачей счёта — зубочистки. Перед входом разместите стойку для мокрых зонтов, в дождливый период приобретите дождевики и предлагайте гостям, которые уходят от вас. В холодный период закупите пледы, которые могут помочь гостям быстрее согреться.

Поздравьте гостя с днём рождения по электронной почте, SMS и пригласите отметить событие к вам в ресторан, предложив скидку. Данные о дате рождения можно узнать из социальных сетей. Скидочные и бонусные программы станут инструментов для обретения постоянных посетителей.

Со временем мелочи войдут в привычку клиентов и станут вашей маркетинговой фишкой.

Чек-лист ресторанного маркетинга

  • Проведите маркетинговое исследование

  • Разработайте брендинг и протестируйте на фокус-группе

  • Разработайте меню и протестируйте на фокус-группе

  • Подберите и обучите официантов

  • Подайте рекламу об открытии заведения

  • Соберите первый отзывы и анкеты, проанализируйте информацию

  • Подайте рекламу о меню и сервисе заведения

Рубрика

Прибыль и маркетинг

Дата публикации

11/13/2018

Хотите стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?

Согласен на обработку персональных данных

Мобильное приложение для гостей

Подключить
Подключить

Хочу открыть своё ресторанное дело

Что мне для этого нужно?

Узнать
Узнать

Оцените пользу Quick Resto уже сейчас

Согласен на обработку персональных данных
Требуется согласие с условиями