Концепция общественного питания за последние несколько лет изменилась кардинально. Если раньше точки быстрого питания предлагали очень ограниченный и скудный выбор, то сейчас появилось множество новых форматов. Соответственно, меняются и схемы запуска бизнеса. Рассказываем, как открыть точку питания с нуля.
Какой бы формат общепита вы ни выбрали, компанию в любом случае обязательно надо оформить по всем правилам действующего законодательства. Для того чтобы начать открытие точки быстрого питания в первую очередь необходимо зарегистрировать в налоговом органе юридическое лицо — общество с ограниченной ответственностью или индивидуального предпринимателя. Обычно выбор нужного юридического «формата» напрямую зависит от планируемого объема реализации и от количества занятых в работе сотрудников.
Регистрация индивидуального предпринимателя — наиболее простой способ начать собственное дело. Для оформления свидетельства в налоговой потребуется минимум документов: заявление, копия российского паспорта и квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины. Готовое свидетельство о регистрации ИП выдают всего через три дня. Главные преимущества индивидуального предпринимателя — отсутствие требований к размеру уставного капитала, упрощенная по сравнению с ООО бухгалтерская отчетность, более гуманные штрафы за нарушения законодательства, существенные льготы по страховым взносам и пониженные тарифы для наемных работников.
«Для работы небольшого кафе, а также нашего фудтрака на выездных мероприятиях мы используем Quick Resto. Это приложение отвечает всем нашим задачам. Его можно поставить на устройство, которое есть практически у каждого, — планшет или iPad, — делится Павел Абрамов, совладелец кафе Pho. — Удобно пользоваться простым интерфейсом и, что еще немаловажно, легко объяснить персоналу суть работы такой кассы. Одно из главных достоинств программы в том, что весь комплект оборудования можно брать с собой на любые мероприятия и свободно размещать его в небольшом пространстве».
Если начинающий бизнесмен решает стать индивидуальным предпринимателем, ему стоит иметь в виду и сложности, которые могут возникнуть с такой юридической формой, и заранее их учитывать при планировании. К примеру, индивидуальный предприниматель рискует собственным имуществом, даже если оно не задействовано в предпринимательской деятельности. Также для ИП действует запрет на ведение некоторых видов деятельности: к сожалению, этой категории бизнесменов нельзя реализовывать алкоголь в розницу, что для точки питания может стать серьезным препятствием в достижении успеха. Кроме того, индивидуальным предпринимателям немного сложнее расширять бизнес, чем ООО.
Для регистрации общества с ограниченной ответственностью потребуется подготовить чуть больше документов, чем для ИП. Кроме того, для открытия ООО придется заплатить в виде пошлин 4 тысячи рублей вместо 800 рублей, которые просят за оформление ИП. При этом у ООО гораздо шире возможности по использованию инструментов, призванных развивать бизнес. Например, ООО проще получить кредит или отсрочку платежа. Также эта форма ведения бизнеса позволяет расширять дело без внесения каких-либо изменений в действующий устав. Но не стоит забывать и об обратной стороне медали. Так, общество с ограниченной ответственности вынуждено вести полноценные бухгалтерскую отчетность и налоговый учет.
Все предприятия общественного питания контролирует Санэпидемстанция, которая предъявляет множество требований к «кулинарной» точке. Согласно Федеральному закону № 184-ФЗ «О техническом регулировании», предпринимателю необходимо получить разрешение и сертификаты на оказание услуг.
Также, согласно Трудовому кодексу, каждый сотрудник, задействованный в работе точки питания, обязан получить медицинскую книжку. Для этого работнику придется пройти осмотр у необходимых врачей. На любой кухне для приготовления и даже просто разогрева пищи применяется пожароопасное оборудование, а значит, необходимо соблюсти все требования пожарной безопасности и пройти соответствующий инструктаж. Также все кафе или рестораны должны быть оборудованы огнетушителями. Заключение пожарной службы потребуется в будущем и для получения разрешения на работу от Санэпидемстанции, и для сертификации услуг общественного питания.
Наиболее важные документы, необходимые для законной работы кафе или ресторана, — это договор об аренде помещения, заключение и разрешение СЭС, разрешение на оформление фасада здания, выписка пожарной охраны, договор на вывоз мусора. Открытие точки питания невозможно без этих разрешений. Но помимо них владельцу точки питания вне зависимости от ее концепции и размера придется оформить множество других документов: штатное расписание, договор с банком об открытии счета, книгу жалоб и предложений, журнал замены фритюрных жиров и многое-многое другое.
Если же кафе или ресторан планирует реализовывать алкогольные напитки, придется еще получить соответствующую лицензию и зарегистрироваться в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка Российской Федерации и подключиться к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Согласно Федеральному закону № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“», с 1 июля этого года все организации, занимающиеся реализацией алкогольной продукции, обязаны регистрировать в системе не только закупку товара, но и его реализацию, считывая специальный код, нанесенный на каждую бутылку. Многих владельцев кафе и ресторанов, где клиентам предлагают алкогольные напитки, эта новость вначале очень расстроила. В системе общественного питания, особенно если речь идет о крупном ресторане с большой проходимостью, новое правило могло бы сильно затруднить и замедлить работу. Но к счастью, в Федеральной службе пояснили, что рестораны не обязаны регистрировать факт реализации алкоголя. Их задача — лишь внести поступивший товар в систему, что, разумеется, сильно упрощает работу.
В середине лета в Федеральный закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» были внесены поправки, согласно которым данные обо всех расчетах с потребителями должны передаваться в налоговые органы через интернет. Для некоторых точек питания, таких как модные сейчас фудтраки, применение новой системы может быть связано с некоторыми трудностями. Проблема в том, что не все такие точки имеют доступ к интернету, иногда связь может прерываться, а это значит, что заминок в работе, к сожалению, не избежать. Но серьезных сбоев, а значит, и штрафных санкций, ждать в этом случае всё же не стоит. Дело в том, что система даже офлайн сохраняет информацию о сделке и передает ее при следующем подключении к интернету.
При этом предприниматели по-прежнему обязаны выдавать покупателям и бумажные чеки, причем теперь продавец обязан по требованию клиента выслать чек по электронной почте. Хорошая же новость заключается в том, что процедура регистрации аппарата заметно упростилась: теперь провести все необходимые действия можно через интернет. К 2018 году предприниматели, работающие по ЕНВД (единый налог на вмененный доход) и ПСН (патентная система налогообложения), также обязаны будут обзавестись «виртуальными» кассовыми аппаратами.
Автоматизация — необходимость для успешного бизнеса вне зависимости от того, крупный он или нет. Поэтому решая вопросы, как открыть точку быстрого питания, не забывайте и об этом.
Для многих современных компаний, которые активно используют в своей работе различные онлайн-сервисы, переход на новые кассовые аппараты не станет трудным: сотрудники уже привыкли использовать современные программы, а значит, для освоения нового оборудования им потребуется гораздо меньше времени. Сегодня без автоматизации основных рабочих процессов просто-напросто невозможно представить себе успешный бизнес. И чем крупнее предприятие, тем больше технологичных средств требуется применять в своей деятельности предпринимателям. При этом, когда предприниматель только открывает собственное заведение, он, конечно, старается минимизировать общие капитальные затраты. В этом случае оптимальным решением становятся облачные системы автоматизации — оборудование обходится гораздо дешевле, а программное обеспечение доступно за абонентскую плату. Бизнесмену не нужно приобретать дорогостоящие лицензии: расходы возникают только тогда, когда предприятие работает и владелец и персонал пользуются программой. Сегодня среди облачных систем автоматизации наибольшей популярностью пользуются продукты компании Quick Resto.
По словам Евгения Зверкова, владельца фудтрака Griller в Сочи, который стал одним из первых пользователей программного обеспечения Quick Resto, некоторые недоработки приходилось исправлять совместно с компанией-разработчиком. Однако предприниматель получал квалифицированную помощь в любое время суток. И это стало еще одним плюсом в копилку Quick Resto, если сравнивать их с конкурентами. «На собственном опыте знаю, каково ждать настройщика несколько дней (особенно в выходные или праздники) и после десяти минут работы оплачивать счета в несколько тысяч рублей, — делится Евгений Зверков. — Из основных достоинств, помимо перечисленного, хочется отметить возможность оперативного дистанционного контроля работы предприятия. Благодаря облачному сервису возможно оперативно вносить изменения в меню, следить за текущей выручкой, отслеживать топ продаваемых блюд и прочие фичи, находясь фактически в любом месте земного шара».
На вопрос «сколько стоит открыть точку быстрого питания?» мы ответили в статье.
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!