Содержание
- Какой процент ошибок поможет выявить аудит
- Шаг 1. Проверяем номенклатуру: как заполнены техкарты и посчитана себестоимость
- Шаг 2. Сверяем выручку по Quick Resto и данные Z-отчёта
- Шаг 3. Проверяем закупки за анализируемый период
- Шаг 4. Анализируем марочный отчет: ищем ошибки в наценке
- Шаг 5. Сравниваем сумму складского остатка в акте инвентаризации и ведомости остатков
Какой процент ошибок поможет выявить аудит
Елена Каменева
Основатель и преподаватель школы BARLANE для сотрудников ресторанной сферы. 15 лет практического опыта в сфере HoReCa. Эксперт-аудитор для всех форматов заведений общепита
70% ошибок в учёте можно выявить благодаря экспресс-аудиту.
Какие ошибки позволяет найти экспресс-аудит:
- грубые ошибки в учёте,
- систематические нарушения в процессах.
Какой ещё бывает аудит
Ключевые принципы экспресс-аудита склада
1.Нельзя нарушать порядок шагов при проверке.
Если представить весь учёт любого заведения в виде пирамиды, то её фундамент — это номенклатура. Когда номенклатура заполнена неправильно, то глобально весь учёт будет с ошибками. Поэтому мы начинаем аудит именно с анализа номенклатуры, и следующие шаги делаем в той же последовательности, о которой я расскажу дальше.
2.По итогу аудита все пять шагов должны быть закрыты как проверенные, а ошибки полностью исправлены.
Если хотя бы один шаг не закрыт, аудит не пройден. В этом случае мы не можем сделать вывод, что серьёзных ошибок не обнаружено — достоверность данных в системе будет под сомнением.
Шаг 1. Проверяем номенклатуру: как заполнены техкарты и посчитана себестоимость
- нулевая,
- подозрительно высокая (например, у морса — 1000 рублей),
- подозрительно низкая (например, у стейка — 2 рубля).
Вот три салата, у которых оказалась нулевая и явно ошибочно-низкая себестоимость:
На скриншоте у салата с креветками нулевая себестоимость ингредиентов, а главная составляющая — креветки — вообще удалена из системы (об этом говорит, что ингредиент зачёркнут):
✅ Шаг 1 пройден, когда все техкарты заполнены и по ним сформирована правильная себестоимость.
Важный момент по формированию себестоимости
Полную себестоимость блюд и напитков необходимо формировать по-максимуму — включать в неё все расходы, которые можно непосредственно рассчитать и отнести на блюдо: электричество, готовку, подачу, упаковку и т.п. За счёт этого вы сможете более точно управлять ценообразованием и правильно делать скидки.
Часто я вижу в самых разных заведениях, включая крупные сети, следующее: стоимость упаковки равна нулю, то есть её не учитывают в себестоимости блюда или напитка, который продаётся в этой упаковке.
Приведу пример. Пекарня продаёт круассаны. Себестоимость одного — 9 рублей, продаётся за 90 рублей. Владельцы считают, что это флагман — наценка на него 900%. Но есть нюанс: упаковывают круассан в коробочку, которая стоит 30 рублей. И если посчитать полную себестоимость с учётом упаковки, то наценка будет гораздо меньше. А, значит, будет меньше и прибыль от продажи круассана.
Ещё пример. Два салата — греческий и оливье. Себестоимость ингредиентов для них, особенно зимой, примерно одинакова. Но греческий не требует тепловой обработки, надо только помыть и порезать овощи. Ингредиенты для оливье надо отварить, почистить, нарезать, потом ещё и сформировать для подачи «кубиком». Затрат труда, воды и электричества на его приготовление уходит больше.
Получается, по продуктам себестоимость у двух салатов схожая, но, если собрать полную себестоимость, видно — оливье нам продавать не так-то и выгодно.
Шаг 2. Сверяем выручку по Quick Resto и данные Z-отчёта
Почему выручка по Quick Resto более достоверна, чем Z-отчёт
✅ Шаг 2 пройден, когда суммы по Z-отчёту и отчёту по продажам в Quick Resto совпадают.
Как избежать расхождений по выручке из-за действий персонала
Я рекомендую владельцам и управляющим заведений сверять данные в системе и по кассе ежедневно. Если возникают расхождения, так быстрее проанализировать все «опасные операции» и сразу взять у сотрудников письменное объяснение произошедшего.
Если в течение недели вы видите, что периодически возникают «опасные операции», лучше всего поступить так: максимально закрыть права доступа в системе линейному персоналу. Это помешает сотрудникам по невнимательности или намеренно создавать ситуации, когда в систему вносятся ошибочные данные или выручка проходит мимо кассы. И это проще, чем собирать стопки объяснительных и выяснять, что же именно произошло.
Шаг 3. Проверяем закупки за анализируемый период
Для этого нам надо открыть вкладку «Отчёты» → «Генератор отчётов» → выбрать следующие поля для отображения в отчёте:
-
Тип продукта
-
Движение продукта в стоимостном выражении
-
Документ
-
Тип документа
-
Дата
-
Движение продукта, кг
-
Контрагент.
Ещё пример. На скриншоте одна из закупок картофеля — 8000 рублей, две других по 0,1 и 0,29 рублей. Такой себестоимости не может быть ни по одной закупке:
✅ Шаг 3 пройден, все сомнительные операции проверены и исправлены ошибки по приходу продуктов.
Шаг 4. Анализируем марочный отчет: ищем ошибки в наценке
В Quick Resto такой отчёт мы формируем через «Генератор отчётов» → выбираем следующие поля для отображения в отчёте:
-
Артикул
-
Наценка, %
-
Продукт (графа, куда подтянутся названия блюд)
-
Кол-во проданного (количество проданных порций)
-
Цена (отпускная цена)
-
Себестоимость
-
Средний чек.
- наценка с отрицательным значением (например, «–60%»),
- нулевая наценка,
- наценка меньше 50%,
- наценка больше 500%.
Отрицательная наценка
1. Ошибка в технологической карте, которую пропустили на Шаге 1. Поэтому возвращаемся в начало аудита и ищем по этому блюду ошибку в номенклатуре.
2. Сделан неверный приход товаров. Например, допустили опечатку: муку оприходовали по 1000 рублей за килограмм вместо 100 рублей. И в итоге все мучные позиции в меню тоже подорожали в десять раз. В этом случае возвращаемся на Шаг 3 и снова проверяем закупки.
3. Неправильное ценообразование. Часто сталкиваюсь с таким на практике: в меню есть позиция с адекватной, пусть и небольшой наценкой, например, стейк или бутылка вина. И управляющие подключают сайты-купонаторы для рекламы заведения, где нужно ставить скидки 50–70%. Поэтому позиция уходит «в минус».
Последняя ошибка — чисто управленческая, и тут надо что-то менять в системе лояльности ресторана или кафе. Важно учитывать, что любая скидка больше 25% — это зона риска, когда можно выйти в убыток.
Нулевая наценка
Второй интервал, который мы смотрим, это когда наценка равна нулю. В таблице также будет видно, что по этим позициям нулевая себестоимость.
В этом случаем нам снова надо вернуться на первый шаг и проверить себестоимость по таким позициям.
Есть одно исключение, когда себестоимость может быть нулевая, и это не ошибка. Это услуги. Например, билеты на Новый год, трансляцию спортивных матчей или игру в бильярд. Ещё бывают варианты с модификаторами и бонусами, но это крайне редкие ситуации.
Наценка меньше 50%
Такая маленькая наценка возникает чаще всего при продаже покупных товаров — кока-колы, жвачки, сигарет, шоколада. На такие позиции идёт розничная наценка (т.е. небольшая), которая для общепита всё же нежелательна, так как у нас высокая доля затрат по аренде, персоналу, налогам.
Даже если такие позиции хорошо продаются, лучше подумать, как их заменить на те, которые производим сами: колу — на морс или лимонад, шоколадку — на печенье или домашние конфеты.
Наценка выше 500%
Такая наценка обоснована по позициям, у которых совсем небольшая себестоимость: кальяны, чай, кофе, коктейли и даже некоторые виды выпечки.
Наценка свыше 500% для блюд с дорогими ингредиентами (мясо, рыба, сыр) — сигнал, что возникла ошибка. Например, на пиццу возможна наценка 400%, а вот 700% — это что-то из области фантастики, если только речь не про рестораны Аркадия Новикова. В бюджетном и среднем ценовом сегменте таких наценок быть не может.
Если видим такие блюда в марочном отчёте, то необходимо сплошным методом проверить все позиции: открыть каждую и посмотреть — почему сформировалась такая большая наценка.
Чаще всего причина сильно завышенной наценки — опечатки в техкартах. Например, во всех блюдах из щуки забыли указать самый дорогой ингредиент — «щука». Вот наценка и сформировалась в 1000%.
✅ Шаг 4 пройден, когда мы убедились в отсутствии ошибок в марочном отчёте и уверены в правильном расчёте себестоимости и наценки.
Шаг 5. Сравниваем сумму складского остатка в акте инвентаризации и ведомости остатков
✅ Шаг 5 пройден, когда итоги в акте инвентаризации и ведомости остатков равны.
Почему возникают расхождения на пятом шаге
И ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ
Ну все погнали!
Содержание
- Какой процент ошибок поможет выявить аудит
- Шаг 1. Проверяем номенклатуру: как заполнены техкарты и посчитана себестоимость
- Шаг 2. Сверяем выручку по Quick Resto и данные Z-отчёта
- Шаг 3. Проверяем закупки за анализируемый период
- Шаг 4. Анализируем марочный отчет: ищем ошибки в наценке
- Шаг 5. Сравниваем сумму складского остатка в акте инвентаризации и ведомости остатков
Елена Каменева
Основатель и преподаватель школы BARLANE для сотрудников ресторанной сферы. 15 лет практического опыта в сфере HoReCa. Эксперт-аудитор для всех форматов заведений общепита
Хочешь стать экспертом публикаций, автором статей или рассказать о своём кейсе?
Конечно!